Материальная культура и прикладное искусство осетин прошлого. (фото)

9 июля 2009 Фото [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [21 837 просмотров] [версия для печати]
 Материальная культура и прикладное искусство осетин прошлого.  

Географические условия территории, занимаемой аланами, осетинами, во многом определили своеобразие исторического развития этого народа, особенности его хозяйства, быта и культуры.
  Высокогорные районы Осетии отличались не только труднодоступностью и суровым климатом, но и отсутствием крупных лесных массивов. Это обстоятельство сказалось на всем хозяйстве горцев, на облике построек, воздвигавшихся здесь в основном из камня.  
  Основными поставщиками леса, употреблявшегося главным образом для строительства хозяйственных помещений, были жители верховья Большой Лиахвы, славившиеся своим мастерством в обработке дерева. Изделия этих мастеров – различные сельскохозяйственные орудия, предметы домашнего обихода – продавались во всех районах Центральной и Северной Осетии.  
  Богаты недра Осетии различными металлами (золото, серебро, свинец,цинк), разрабатывавшиеся ещё предками осетин – древними кобанцами и скифо-сармато-аланскими племенами. Как свидетельствует народное предание, легендарный осетинский герой – полководец Ос-Багатар добывал во времена грузинского царя Вахтанга I (446 - 499 гг.) серебро в Садонских рудниках. Однако после его смерти, когда началась борьба между его сыновьями, разработка этого месторождения прекратилась.
  О существовании горного производства и широком использовании серебро-свинцовых месторождений еще в отдаленные времена свидетельствуют сохранившиеся в горах Осетии шахты, о которых не раз сообщалось исследователями и путешественниками прошлого.  

 

Главными занятиями осетин издавна являлись земледелие на равнине и скотоводство в горах. Появление важнейших орудий сельского хозяйства у осетин относится к аланской эпохе, а в некоторых случаях и к более отдаленному периоду.
  Среди важнейших занятий осетин в прошлом внимания заслуживает охота, с которой связано не только появление огнестрельного оружия, но и изготовление пороха и свинца для пуль. На основании конструкции бойниц боевых башен можно полагать, что огнестрельное оружие применялось осетинами уже в XVI веке.
  В хозяйстве осетин важное значение занимали домашние и кустарные промыслы. Наибольшее развитие получили те, которые обеспечивались местным сырьем. К ним относятся: производство сукна, приготовление сыра, масла, изготовление деревянных изделий.  
 Одним из древнейших занятий осетин была обработка шерсти. По определению В.И.Абаева, многие названия частей ткацкого станка, веретена и шерсти имеют древнеирранские названия. Как указывают дореволюционные авторы, осетинские сукна отличались высоким качеством и славились по всему Кавказу.  
  Весьма своеобразными чертами характеризуются поселения и жилища осетин, их древние оборонительные сооружения и другие памятники материальной культуры, развалины которых до сих пор сохранились в горах Осетии.  
  Наиболее древними постройками в горах являются башня (машыг), дом-крепость (гэнах) и замок (галуан).Среневековый историк Вахушти характеризует Осетию, как область, славящуюся огромным количеством башен и крепостей. Осетинские башни отличаются своим внешним видом, характером кладки от башен соседних народов. Они делились на три вида: наблюдательно-сторожевые, боевые – защитные и жилые.


Рядом с поселениями осетин в горах существоали многочисленные склепы (заппаз), построенные в разные эпохи и подразделяющиеся на три вида: подземные, полу-подземные и надземные. Появление склепов у осетин объясняется не только сохранением древних традиций , но и малоземельем.  
  Большой интерес предстаавляет традиционный костюм осетин, формировавшийся на протяжении многих веков. По описаниям одних историков, осетины надевали рубашку (хэдон), штаны (халаф). По другим данным – носили длинные узкие брюки, достигавшие башмаков, сделанных из очень тонкой кожи. Верхней одеждой служил бешмет (куырэт) – весьма древний элемент одежды осетин, название которого восходит к скифской эпохе. Судя по описанию, бешмет был повседневной распространенной одеждой как мужчин, так и женщин. Черкеска же, отличавшаяся от бешмета покроем, являлась праздничной одеждой.  
  Широко использовали, особенно в горах, своеобразную обувь – арчита. Головным убором служила шапка из овечьего меха – уэлдзарм худ, а в летнее время - горская шляпа (нымат худ).  
  Возникновение черкески относится к послемонгольскому периоду и связано с появлением у горцев огнестрельного оружия и пороха. Для хранения пороха на груди бешмета по обе стороны пришивали по карманчику с гнездами, в которые вставляли от 5 до 9 деревянных или костяных патронов с отмеренным количеством пороха (бэрц - мерка). Позже они стали элементом украшения (газыри) черкески. Таким образом, развитие черкески идет от бешмета. Для черкески предпочитали домотканное или фабричное сукно черного, коричневого или серого цвета.
  Необходимыми принадлежностями костюма осетин, как и других горцев Северного Кавказа, являлись: узкий кавказский пояс, украшенный металлическими и серебрянными бляхами (роны аеваегтае), и кинжал, имевшие большей частью позолоченную или серебряную оправу.  
  Осетинский женский костюм, по описанию многих древних историков, изначально не сильно отличался от мужского по покрою. Но в конце позапрошлого и начале прошлого века он претерпел значительные изменения. Праздничное женское платье теперь имеет прямую спинку без сборов, но по-прежнему со сплошным разрезом спереди. На бедра обычно подвязывался богато орнаментированный бархатный передник, который выступал из под платья. В тех случаях, когда рукав был узким, к кисти руки часто привязывали подвесные рукава, сделанные из тяжелого, расшитого золотыми нитями бархата бордового цвета. Стан стягивался красивым позолоченным поясом. Необходимой принадлежностью костюма девушки и молодой женщины являлась невысокая круглая бархатная шапочка на картонном каркасе, расшитая золотым или серебряным галуном.  

В качестве повседневного носили платье со сборами в талии, со стоячим и отложенным воротником, с прямым разрезом на груди до пояса, с сужающимися к запястьям рукавами.
Чрезвычайно богато и разнообразно прикладное и изобразительное искусство осетин, о чем свидетельствует представленный ниже материал, образцы орнамента, резьба по дереву, вышивка, художественная обработка металла, резьба по камню.  

Анализ этнографического и археологического материала позволяет судить о прямой преемственной связи осетинского изобразительного искусства с культурой древних кобанцев, скифов, сарматов и алан.  

 Традиционные музыкальные инструменты осетин немногочисленны и имеют значительное сходство с музыкальными инструментами соседних народов, особенно балкарцев, адыгов и сванов.Вызывает большой интерес происхождение каждого из этих инструментов.  

До 80-х годов позапрошлого векау осетин имелась пастушья свирель (уадынз), двухструнная скрипка (хъисын фэндыр) и двенадцатиструннаямалая угловая арфа (дыууадэстэнон фэндыр), на которых могли играть только мужчины. Тогда же в Осетии появилась и двухрядная гармонь, занесенная из России. Она со временем получила такое распространение, что почти «изгнала» из употребления все остальные народные инструменты. Позднее, наряду с гармонью, на которой могли играть только женщины, к осетинам проникли также трещотки (къарцгаенаентае) из Кабарды и бубны (доули) из Дагестана.  

Можно полагать, что арфа, занесенная на Кавказ скифо-сарматами, была распространена и у алан, от которых она перешла к осетинам и балкарцам. Осетинский нартский эпос, в котором нашел отражение быт алан, вполне подтверждает это мнение.  
  К древним музыкальным инструментам осетин относится и свирель (уадынз). В нартском эпосе уадынз является принадлежностью знаменитого певца Ацамаза, от чудесной игры которого пробуждается животный и растительный мир. В быту осетин свирель считалась в основном пастушеским музыкальным инструментом, который изготавливали из камыша, бузины и иных зонтичных растений. Общая длина свирели колебалась от 50 до 70 см. Она имела в верхней части от трех до пяти отверстий.
  В представленном ниже материале делается попытка показать разные стороны жизни осетинскогонарода: хозяйственную деятельность, материальную культуру, прикладное искусство. Представленные в альбоме орудия труда и средства передвижения, а также другие предметы быта дают возможность судить о занятиях населения и об уровне развития основных отраслей хозяйства осетин в прошлом.  

Выдержки из книги:
Б.А.КАЛОЕВ.
Материальная культура и прикладное искусство осетин»
Академия наук СССР
Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая
Северо-Осетинский научно-исследовательский институт.
Издательство «Наука», Москва, 1973 г.  


                                                                                                      ИЛЛЮСТРАЦИИ   

 

alt
 

Горные пахотнные орудия 

 

 

alt
 

Тяжелые деревянные передковые плуги 

 

 

alt
 

Орудия подсечного земледелия 

 

 

alt
 

Бороны 

 

 

alt
 

Орудия посева, уборки и веяния 

 

 

alt
 

Орудия жатвы и уборки 

 

 

alt
 

Орудия молотьбы и веяния 

 

 

alt
 

Амбары и сапетки 

 

 

alt
 

Помещения для хранения кукурузы (къуту) 

 

 

alt
 

Ручные мельницы (армгрой) 

 

 

alt
 

Орудия косьбы и уборки сена 

 

 

alt
 

Орудия для обработки шерсти и кожи 

 

 

alt
 

Инструменты для обработки дерева 

 

 

alt
 

Кузнечный мех и токарный станок 

 

 

alt
 

Маслобойки и цедилки для молока 

 

 

alt
 

Ульи и предметы пчеловодства 

 

 

alt
 

Охотничьи принадлежности и формы для изготовления пуль и пороха 

 

 

alt
 

Меры весов 

 

 

alt
 

Сани 

 

 

alt
 

Средства передвижения 

 

 

alt
 

Различные виды креплений для перевозки тяжестей 

 

 

alt
 

Арбы 

 

 

alt
 

Из осетинского быта старых времен 

 

 

alt
 

Печи 

 

 

alt
 

Утварь для варки мяса 

 

 

alt
 

Крюки для подвешивания мяса и сала 

 

 

alt
 

Деревянная утварь 

 

 

alt
 

Приготовление осетинского пива 

 

 

alt
 

Сосуды для пива 

 

 

alt
 

Надочажная цепь и другая утварь 

 

 

alt
 

Предметы быта 

 

 

alt
 

Бокалы и ковши для пива 

 

 

alt
 

Глиняная и медная посуда 

 

 

alt
 

Осетинские треножные столики (фынг) 

 

 

alt
 

Образцы резьбы по дереву 

 

 

alt
 

Изделия осетинских мастеров по дереву 

 

 

alt
 

Мужские головные уборы (худ) 

 

 

alt
 

Башлыки 

 

 

alt
 

Мужской костюм (цухъатэ) 

 

 

alt
 

Традиционный девичий головной убор 

 

 

alt
 

Праздничное женское платье 

 

 

alt
 

Старинная повседневная обувь 

 

 

alt
 

Образцы осетинского орнамента 

 

 

alt
 

Орудия рукоделия 

 

 

alt
 

Украшения традиционного мужского костюма 

 

 

alt
 

Изделия златокузнеца Н.Джатиева 

 

 

alt
 

Осетинские музыкальные инструменты 

 

 

alt
 

Арфы (12 танон фандыр) 

 

 

alt
 

Образцы орнамента на металле 

 

 

alt
 

Образцы орнамента на камне 

 

 

alt
 

Резьба по дереву 

 

 

alt
 

Террасные и оконные карнизы 

 

 

alt
 

Резьба по дереву 

 

 

alt
 

Навершия тростей 

 

 

alt
 

Седло и лыжи (къахдзоныгътэ) 

 

 

alt
 

Надгробные памятники 

 

 

alt
 

Надгробные памятники в сел. Кора-Синдзикау 

 

 

alt
 

Типы башен 

 

 

alt
 

Древние святилища 

 

 

alt
 

Типы горного жилища осетин 

 

 

alt
 

Типы жилища в Кударском ущелье Южной Осетии 

 

 

alt
 

Типы жилища в горной и равнинной Северной Осетии 



http://www.ossetians.com/

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

хлеб

 

 

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 8098595 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора
ЮОГУ

Цитаты

Иногда хватает мгновения, чтобы забыть жизнь, а иногда не хватает жизни, чтобы забыть мгновение. Джим Моррисон
***
Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам. Дориан Грей
***
Сильные люди не любят свидетелей своей слабости. Маргарет Митчелл
***
У людей теперь нет времени друг для друга. Кларисса Маклеллан
***
Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть – вот идеальная жизнь. Марк Твен

Все комментарии

 

Энергоресур

Объявления

Из Цхинвала в Москву отправляться грузовой авто транспорт. Выезд 15-го в Москву, 18-19 в Москве, и 20-го обратно в Цхинвал. Тел 8 929 804 55 31 Тел в Москве 8 928 857 55 50. Вова
***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!