Картинки из прошлого или городские часы, как символ политической ориентации

Город Цхинвал всегда отличался своей особенностью среди городов южного Кавказа. И не только связанной с его именем мистикой, но и своим архитектурным обликом. Городская крепость с жилым комплексом, церковью, цейхгаузами и подземными ходами, первой в Закавказье еврейской синагогой, мостом, которому более ста лет… Несмотря на понятную провинциальность Цхинвал (Сталинир) всегда имел свою особую, труднообъяснимую ауру.

Считается, что город находился в тупике транспортных артерий. Действительно, для современного человека горные перевалы Южной Осетии – Рукский, Кадласанский, Зикарский, Магский – кажутся непреодолимым препятствием. Однако для людей прошлой эпохи всякая тропинка, где можно было поставить ногу, считалась приемлемой дорогой. Например, через перевалы Рукский и Магский проходил оживленный торговый путь, связывающий юг с севером Осетии, и, соответственно, Закавказье с Северным Кавказом. При этом считалось, например, что у жителей сел Нарского ущелья Северной Осетии более удобное сообщение с Цхинвалом, чем с остальной североосетинской территорией. Более того, Южная Осетия и Центральная Осетия напрямую подчинялись российской администрации, находящейся в Тифлисе. Хотя сегодня такое представить очень сложно. Долгое время считалось, что Нарская котловина, Заккинское ущелье административно объединены с Южной Осетией.

Поэтому Цхинвал был оживленным торговым пунктом. Старый город был ядром формирования будущей столицы Южной Осетии. И формирование это шло в лучших традициях толерантности. Основу города составили национальные кварталы: «Осетинская слободка», «Еврейский квартал», улицы Армянская и Грузинская. Центром была небольшая площадь, расположенная перед храмом Рождества Пресвятой Богородицы. До 40-х годов прошлого столетия именно национальные кварталы составляли основу правобережной части г. Цхинвал. На левобережной части, не менее населенной, такой национальной градации не было, и жители здесь жили смешанно.

«Осетинская слободка» представляла собой компактное поселение осетинского населения в Цхинвале и охватывала территорию улиц Осетинской (бывшая ул. К. Маркса), Энгельса, Сталина и с севера ограничивалась линией ул. Московской. Эта территория составляла северную и западную части города, дальше располагались только сады и огороды. Отличие кварталов было не только в их национальном составе. Были различия и в архитектуре. Если, например, в «Еврейском квартале» преобладали здания в восточногрузинском стиле, с ажурными балкончиками, деревянными надстройками, то в «Осетинской слободке» строения были более европеизированы, преимущественно каменные, с деревянными верандами и каменными фронтонами. Примером такой архитектуры является одно из характерных зданий, расположенное по ул. Первомайской рядом с паспортным столом. Впрочем, присутствовал и барский размах, как, например, в домах осетинских богатеев Сави Парастаева и Тикуна Карсанова. Это здания республиканской прокуратуры, медицинского техникума и здание МВД. К сожалению, со временем их архитектурные изыски были нивелированы многочисленными ремонтами фасадов.

Впрочем, Цхинвал никогда не был захолустным местечком. Это был оживленный торговый пункт, где формировалась своя элита и ее амбиции неизбежно проявлялись и при строительстве частного жилья. Газета «Кавказ» писала в 1887 году: «Цхинвали если чем и отличается от остальных населенных пунктов, то только своим размером; городок не очень большой и населенный. В остальных отношениях вы замечаете здесь то же, что и повсеместно. Масса небольших и скромных домов, среди которых бог знает каким образом, попадаются двух и трех этажные дома с претензиями на европейский вкус…». Именно особый колорит, основанный на национальной пестроте городского населения и архитектурных контрастах и составлял особенный неповторимый облик Цхинвала.

Каждая эпоха наносила свой мазок на общую картину архитектурного облика города. Однако расцвет градостроительства пришелся на 30-40 годы прошлого века. Тогда Цхинвал (Сталинир) стал развиваться и обустраиваться согласно генерального плана, прежде всего, как административная столица. Дом Советов, Государственный театр, здания Государственного банка, городской поликлиники, гостиница, железнодорожный вокзал стали образцами сочетания классического стиля и модерна. Но внешний облик Цхинвала формировался не только зданиями и улицами.

Старожилы столицы Республики помнят, что в 40-х годах в городе шло активное озеленение. И дело не ограничивалось просто посадкой деревьев и кустарников. Применялись и совсем оригинальные решения. Например, на газоне перед Домом Советов, который плавно спускается к ул. М.Туганова был устроен цветочный календарь. Каждое утро работники благоустройства выкладывали цветами в горшках день недели. При этом цифры и буквы достигали высоты в несколько метров, так что подъезжающие к Цхинвалу пассажиры с пригорка над городом могли видеть текущий день недели.

Территорию перед нынешним домом Правительства занимала самшитовая роща, перед Домом Советов выстроились редкие голубые ели, на улицах Цхинвала стояли платаны. Улица Сталина была засажена декоративным кустарником. Центр Цхинвала, где размещается комплекс административных зданий, оттеняли аллеи и рукотворные водопады. По всему городу были разбросаны фонтанчики с купидонами. В городских парках белели яркими алебастровыми пятнами пионеры с горнами и девушки с веслами. От той эпохи остались только каменные мальчики перед гостиницей «Ирыстон».

Еще одной достопримечательностью города были его часы. Они были встроены в небольшую башенку над зданием городской аптеки. Еще одни куранты находились на фронтоне здания пожарной команды, которая располагалась в восточной, левобережной части Цхинвала. Однако существовал парадокс, который отмечали все жители города: оба часовых механизма показывали неверное время. Часы над аптекой спешили на полчаса, часы над пожарной командой ровно на полчаса же отставали. Как ни старались мастера-часовщики, это отставание сохранялось неизменно. Городские шутники даже обыгрывали этот феномен. Часы на аптеке смотрели на восток, часы пожарников на запад. Лидерство Советского востока над отстающим капиталистическим Западом было налицо, – объясняли городские пересмешники.

Сегодня обычного для города символа – часов уже нет. От прежнего буйства зелени остались одни фрагменты старых деревьев и облысевшие кустарники. Поэтому при формировании архитектурного облика нашей столицы было бы полезно учесть и необходимость как озеленения, так и восстановления оригинальных архитектурных форм – курантов, фонтанчиков, парковых скульптур.

 

Анна Санакоева

Юго-осетинская газета «Республика»

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

хлеб

 

 

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 8098595 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора
ЮОГУ

Цитаты

Иногда хватает мгновения, чтобы забыть жизнь, а иногда не хватает жизни, чтобы забыть мгновение. Джим Моррисон
***
Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам. Дориан Грей
***
Сильные люди не любят свидетелей своей слабости. Маргарет Митчелл
***
У людей теперь нет времени друг для друга. Кларисса Маклеллан
***
Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть – вот идеальная жизнь. Марк Твен

Все комментарии

 

Энергоресур

Объявления

Из Цхинвала в Москву отправляться грузовой авто транспорт. Выезд 15-го в Москву, 18-19 в Москве, и 20-го обратно в Цхинвал. Тел 8 929 804 55 31 Тел в Москве 8 928 857 55 50. Вова
***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!