Празднование Нового года - «Ног бон»

Мгновенно разверзнется небо и ваши желания непременно сбудутся

Подготовлено по книге Л.Чибирова «Народный земледельческий календарь осетин».
Большое место в суевериях и быту осетин занимало и занимает празднование Нового года - «Ног бон». Приходясь на середину зимы, «Ног бон» одновременно и заключал и начинал год. Как и «цыппурс», он относится к семейным праздникам и отмечается через неделю после «цыппурс». Оба эти праздника приурочивались ко времени зимнего солнцеворота, к периоду возрождения солнца.

Самой священной считалась ночь накануне Нового года, с которой увязываются многочисленные обрядовые процедуры. Очень большое значение придавали осетины обновлению огня в очаге. Огонь, зажженный новыми бревнами, был в большом почете: он должен был пылать в течение целого года, принося в семью благополучие и изобилие.

Новогодние бревна рубили ранней весной. Их заготовление сопровождалось обрядами. Бревна должны были быть из твердой породы (бук, дуб, фруктовые деревья), чтобы они горели медленно и долго. Бревна торжественно вносились в хæдзар. Зажигание бревен входило в обязанности старшего из мужчин. Осетины верили, что чем сильнее пламя, тем плодороднее будет грядущий год. Считалось дурным предзнаменованием, если обновленный огонь угасал, в особенности в новогоднюю ночь.

Немаловажное значение придавалось и искрам от огня: чем они ярче и обильнее, тем более очистительными свойствами обладал огонь. Нанося удары по горящему полену, осетины приговаривали: «Столько счастья, сколько благих дел». В огонь бросали и хворост. И когда он с треском вспыхивал, присутствующие восклицали: «Пусть так сгорят наши враги и все те, кто не желает нам добра. Столько счастья, сколько искр».

В большинстве случаев бревнам не давали сгорать дотла. Их тушили, вытаскивали из очага и зажигали в праздник Доныскъæфæ», выпекая на этом огне ритуальные пироги.

Обряды, связанные с новогодним костром, восходят к глубокой древности. В их основе лежит очистительное и жизненное значение огня, а также идея, что в костре истлевает старый год со всем плохим, что в нем накопилось.

Наиболее торжественной и ритуальной частью праздника являются вечер и ночь на Новый год.

Значительное место в новогоднем празднике осетин занимают многочисленные ритуальные фигурные лепешки. Фигурки изображают божества, духов или другие почитаемые предметы, третьи изображают людей, животных и различные предметы, призванные обеспечить благополучие, счастье и изобилие.

Самым значительным из пирогов является ритуальный новогодний пирог æртхурон. Он имеет форму диска с лучами, расходящимися от центра. Размеры æртхурон зависят от количества членов семьи. В начинку пирога кладут монету, хлебные зерна, кусочки внутренностей жертвенного животного, стебли соломы, сено, пучок шерсти, незначительный кусочек материи и т. д. Считается, кому что достанется при дележе пирога, тем тот и будет богат в наступающем году. При этом монета означает удачу, счастье, деньги, шерсть - богатство скотом, хлебные зерна - урожай хлебов и т.д. К испечению æртхурон женщина должна относиться с большой осторожностью и ответственностью. Пока выпекается æртхурон, хозяйка не имеет права разговаривать ни с кем. По приготовлении пирога старший в доме три раза молится: ночью, рано утром, а затем во время утренней трапезы. Наряду со многими другими пожеланиями, старший в своей молитве произносит: «Пусть всегда довольствуются долями огня и солнца те, чьи имена мы сегодня вспоминаем. Как обильно начинен æртхурон, так обильна пусть будет наша жизнь». Этим пирогом семья как бы давала клятву жить в дружбе, быть в таком единстве, как един æртхурон. Прежде чем делить его на части, старший должен повернуть его три раза в правую сторону (т. е. по направлению солнца). После этого он делил его на равные части - по числу членов семьи.

В этот вечер совершаются обрядовые действия аграрного, защитно-магического характера. По суевериям, в ночь под Новый год по земле гуляет злой дух, и чтобы оградить семью и домашний скот от него, на всех дверях жилища и хозяйственных построек делаются крестики маслом, ставятся колючки шиповника и репейника над порогами в «хæдзар», в хлев. Такую же магическую силу имеют острые железные предметы, которые втыкаются в стены хлева. В обрядах отразилось суеверное отношение осетин к окружающему миру, стремление обезопасить скот от болезней и падежа, от нечистой силы.

По обычаю необходимо также совершать хождение в хлев с приношениями. Место молитв - угол, где размещаются быки. В своей молитве хозяин дома благословляет свой скот, особенно быков, поручая их покровительству домашних святых.

За столом старший в семье произносит молитву, в которой высказывает разные пожелания для грядущего года и благодарит святых и ангелов за прошедший год, каков бы он ни был для семьи. При этом не следует забывать ничего, так как существует убеждение, согласно которому в начале Нового года распределяется всякое добро на весь будущий год и если что пропустишь в молитве, будешь лишен его.

По окончании трапезы старшие члены семьи у наших предков совершали ритуальные шествия в кладовую или в женский угол жилища, где хранилась и старательно оберегалась святая из святых - цыкурайы фæрдыг (буквально - бусинка, проси чего хочешь), которую укладывали в нескольких ящиках. Не каждая семья имела счастье обладать подобной бусой. И к тому же не все бусы были одинаково ценны. Наиболее ценной и действенной считалась буса, которую якобы роняли сцепившиеся друг с другом змеи. Лишь старший в семье имел доступ к ней и то - один раз в году. Под Новый год он извлекал ларец с бусой и показывал ее членам семьи. По имевшимся на поверхности бусы оттенкам он предсказывал, каким будет наступающий год для членов семьи, для хозяйства и т. д.

Согласно поверью, в новогоднюю ночь небо мгновенно разверзается. При этом непременно сбудется пожелание того, кто это увидит и успеет тут же попросить о самом необходимом при двух условиях: если загадано одно пожелание и если проситель не будет грешным.

В новогоднее утро с поздравлениями приходят соседи, родственники. Вошедший в дом берет с собой полные руки сена и бросает его в огонь, желая, чтобы у семьи всего было так полно, как полны его руки.

Новогодний стол богато накрывается. Изобилие блюд расценивается как залог благополучия и богатства семьи, залог обилия пищи в течение всего года. Этот праздник проводится во взаимных посещениях, угощениях, играх и веселье.

Подготовлено по книге Л.Чибирова «Народный земледельческий календарь осетин».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора
ЮОГУ

Цитаты

Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.
***
Когда мне было 5 лет, мама всегда твердила мне, что самое важное в жизни — быть счастливым. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал «счастливым». Мне сказали – «ты не понял задание», а я ответил — «вы не поняли жизнь».
***
Настоящий друг — это человек, который выскажет тебе в глаза все, что о тебе думает, а всем скажет, что ты — замечательный человек. © Омар Хайям,
***
Не всегда просит прощения тот, кто виноват. Просит прощения тот, кто дорожит отношениями.
***
Производство сайтов

Новости

«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


мЕГАФОН

Габулик

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!