Махарбек Туганов - глубинное понимание Нартского Эпоса.

1 марта 2015 --- [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3862 просмотра]
Махарбек Туганов - глубинное понимание Нартского Эпоса.Значительным признаком духовно-нравственной деградации осетинского народа стало отражение высокохудожественных работ М.С.Туганова.
Восприятие его картин, как нечто "мрачное" и "убогое" свидетельствует о духовной бездне, в которой пребывает современный осетинский народ.
Прежде, чем перейти к глубокому анализу работ Махарбека Сафаровича, необходимо привести описание психотипа художника.
" Тайна творчества, так же, как и тайна свободы воли, является трансцедентальной проблемой, которую психолог не способен решить, но может только описать. Творческая личность также является головоломкой, которую мы можем поворачивать разными сторонами, но всякий раз безрезультатно.
Это вновь погружение в состояние раrticipation mystique является тайной художественного творчества и того воздействия, которое великое произведение оказывает на нас, потому что на этом уровне опыта речь идет не о радостях и горестях индивидуума, а о жизни коллектива Вот почему всякое великое произведение, объективное и безличное, тем не менее глубоко трогает нас. И поэтому также личная жизнь художника не более, чем вспомогательное средство, или намек, но никогда не определяющая сущность его творческой работы. Он может идти путями филистера, добропорядочного гражданина, идиота или преступника. Его жизненный путь может казаться занимательным и предопределенным, но он не объясняет его искусства".[1].
Как никто другой, Туганов отражает архетипы самосознания осетин.
Приблизительно в 1925 г. Махарбек Туганов создаёт работу "Пир Нартов", к которой возвращается и дорабатывает её на склоне лет.
По мнению художника В.Цагараева, в картине "Пир Нартов" изображена модель мифологического мира и зашифрован код гармоничного развития народа.
" Махарбек Туганов в первой половине ХХ века осознал и заложил, как тайнопись, в свою картину идею всенародной гармонии, актуальную и сегодня".[2].
Помимо этого в картину вложены архетипы: огонь, камень, герой(Сослан), мудрый старик(сказитель), Богиня-Мать(Шатана).
Вот, как описывает архетипическое мышление великий психолог, психиатр К.Г.Юнг в своей книге "Архетип и символ":
" гениальные люди мыслят архетипами".[3].
Махарбек Сафарович Туганов прекрасно понимал эпический памятник устного народного творчество осетин - Нартский Эпос - например, в картине "Последний поход Урузмага" он рисует героя на вершине башни, скидывающего врага.
" Пик, вершина в мифологии символ духовного совершенства".[4].
В другой работе, "Нарты против Уаигов", художник изображает великанов многоголовыми, уродливыми, с искажёнными лицами. Уаиги в представлении осетин собирательный образ плохого, порочного и хаотического.
Не меньший интерес в творчестве Туганова представляют зооморфные образы.
Вот, что пишет В.Цагараев о картине "Бой оленей":
" как апофеоз трагической судьбы человечества, судьбы народов, или внутренних распрей этноса, читается его произведение "Бой оленей". Два противника, два равных, сильных и красивых существа погибли, но мир живет и прорастает сквозь них, но без них. Картина, созданная в годы войны, становится вневременной философской притчей, впрочем, как и многие работы мастера, напоминая человеку о немощи его идеологических, национальных, территориальных претензий к этому миру, внутренние законы которого можно отвергнуть только физической смертью, и этим только подтвердить наличие в мире истины".[5].
Работа "Дзылау на оленях" отражает духовный уровень героя Нартиады.
Олень - в иранской мифологии символ просветлённого сознания(Будда превращающийся в оленя, Кришна сидящий на белом олене).
Итак, Махарбек Сафарович Туганов вкладывал в свои гениальные работы идеологические, нравственные и сакральные пласты осетинской культуры и мифологии....
Библиография.
[1]. К.Г.Юнг,. Э.Нойманн: психоанализ и искусство. 1998 г.- Рефл-бук, Ваклер.
[2].Валерий Цагараев: искусство и время(глава). 2003 г.- Ир.
[3]. К.Г.Юнг: архетип и символ. 1991 г.- Renaissanse.
[4]. Миф, ритуал. Символ: образ: исследования в области мифопоэтического.1995 г.- Избранное. Прогресс-Культура".
[5].Валерий Цагараев: искусство и время.(глава. Жизнь и творчество М.С.Туганова). 2003 г.- Рефл-бук, Ваклер.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора
ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Январь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Солнечный

мойка

Энергоресур

Объявления

Перевозки посылок Цхинвал-Москва-Цхинвал Выезд из Цхинвала: 1 числа. Прибытие в Москву: 3-4 числа. Выезд из Москвы: 5го утром. Доставка заказов из интернет-магазинов. Mercedes Sprinter. Максимальная длина товара: 4,4 м 1 кг –от 50руб Стаж перевозок по данному маршруту 2.5 года Тел.: +7(928) 857-55-50, +7(929) 8045531 Спросить Вову
***
Продается з/у 10 соток в районе дубовой рощи, с документами на право строительство жилого дома. Цена договорная. Конт тел:89298052220
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!