Забыть Герострата

29 апреля 2015 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4212 просмотров]
Забыть ГеростратаВ 4 веке до н. э. в греческом городе Эфесе (ныне территория Турции) проживал ни чем особо не приметный мужчина по имени Герострат. Всё было бы ничего, но он был чрезмерно честолюбивым и захотел прославиться, даже вопреки здравому смыслу. И добился-таки задуманного: поджёг, а точнее сжег до основания знаменитый храм Артемиды (богини охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительницы всего живого на земле, дающей счастье в браке и даже помощь в родах,) летом 356 года до н. э. в своём родном городе. Посягнув на святое, приобрёл себе бессмертную, но позорную, дурную славу. Античный учёный Страбон в своём труде «География» повествовал о том, что возмущённые и опечаленные этим фактом жители возвели новый храм Артемиды Эфесской. Да такой, что он стал входить в число 7 «чудес света».
Я вспомнила сию древнюю историю о Герострате, об этом античном выскочке, узнав, как недавно один историк из Владикавказа, работающий старшим научным сотрудником в исследовательском центре, кстати сказать, специализирующийся на античности, точнее, сосредоточивший свой научный интерес на изучение ранней Греции: микенского, гомеровского и архаического периодов, вдруг резко потерял тягу к ним. А причина тому – активное увлечение православных жителей РСО-Алании личностью Великой просветительницы земли Русской – Марии-Ясыни. Она была аланкой по происхождению. Наш же фигурант (историк античности, как я выше упомянула) решил обратить на себя взор общественности и доказать вопреки и всем обратное в статье «Казус Марии Всеволожей: версия осетинского происхождения русской княгини», притом, натихую от жителей Осетии, в Интернете (на мало известном сайте independent.akademia.edu). Слова не проронил ранее ни в газетах, ни на III научно-практической конференции «Славянская письменность и культура как фактор единения народов России», где работала специальная секция «Великая княгиня Владимирская Мария-Ясыня в истории российской духовности, культуры и государственности» (Владикавказ, 26 мая 2014 г.). На ней выступили с докладами кроме осетинских ученых и иногородние, в частности доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Л. Е. Морозова (Москва).
10 ноября 2014года в храме Христа Спасителя в рамках Всемирного русского народного Собора работала секция «Отечество, возвеличенное трудами предков. Мария-Ясыня: от аланской княжны до святой русской княгини». Но наш историк античности промолчал. А мог отвергнуть доводы той же Л. Е. Морозовой, выступившей с докладом и там. Или упрекнуть директора Владимирского музея-заповедника С. Е. Мельникову. Но лишь потом решил приостановить и даже уничтожить, как Герострат, созданное трудами старателей, запустив свою контраверзную ксенофобную тираду в Интернет.
Но вопреки концепции нашего владикавказского историка, аланка Мария вышла замуж за владимирского князя Всеволода III (1154-1212), прозванного потом «Большим гнездом» по причине его огромной семьи. Мария-Ясыня (1158-1206) , или изредка как её величали Мария Шварновна (Сварновна, Фарновна), родила ему 12 детей. К сожалению, сыновья Борис и Глеб умерли в младенчестве, друг за другом в 1188 и 1189 годах, но 6 сыновей и 4 дочери получили прекрасное, по тем временам, образование и были хорошо воспитаны. Она считала, что основа державы – большая, дружная семья и ратовала за мир. Мария была личностью уровня эпохи Возрождения, хотя и жила во время Средневековья. Она строила храмы, привлекала искусных мастеров зодчества, живописи для этой цели. Приглашала и книгописцев. Во время отсутствия мужа во Владимиро-Суздальской Руси по причине военных экспедиций, занималась управлением княжеством, обустраивала другие города. Владимирский Дмитровский собор в честь святого Дмитрия Солунского и в честь любимого мужа Всеволода, в крещении Дмитрия, построила шедевр мирового искусства, который патронируется ныне международной комиссией - ЮНЕСКО, штаб которой в Париже. На этом храме находится уникальная резьба, которую выдающийся культуролог Н. К. Рерих (1902-1960), в начале XX века подробно исследующий художественную выразительность отделки стен, определил понятием «скифский звериный стиль». Скифы – протоаланы. Аланы – предки осетин. «Когда-то богато-творческая рука аланов украшала храмы Владимира и Юрьев-Польского; разве эти геральдические грифоны, львы и все узорчатые чудища не являлись как бы тамгою (клеймом) далеких азиатских просторов», - отмечал он в «Листах дневника». (М.: Межд. Центр Рерихов, 1999, т. 1, с. 73). У него имеется и специальная работа «Аланские дружины в монгольскую эпоху», где подчеркивается эта мысль. (Впервые статья опубликована в Париже в 1933 году в журнале «Осетия»). С появлением Марии-Ясыни барсы (львы) стали изображаться не только на стенах владимирских храмов, но и на княжеских щитах, - стали геральдическим знаком.
Дети, внуки, правнуки и праправнуки Марии-Ясыни и Всеволода III прославили землю Русскую. ( См. мою статью «Ещё раз об увековечении памяти Марии-Ясыни - Великой просветительницы земли Русской» в Интернете на престижном портале «Богослов.ру» или в газетах: «Северная Осетия», 2014 год, 29 ноября и 6 декабря; «Православная Осетия», 17 декабря 2014г.).
Замечательные дочери были у Марии и Всеволода: старшая из них Всеслава (род. 26 окт. 1180 года) стала потом супругой князя Ростислава Ярославича Рязанского; Верхослава (в крещении, Антония) – супруга Ростислава Рюриковича; Вышелава – жена князя Ростислава Ярославича Черниговского; княгиня Собислава ( в крещении, Пелагея); Елена.
Нельзя не заметить тот факт, что имена дочерей происходят от имени Слава. «Слава – богиня древних славян... Алане веровали в единое божество Славу. Они представляли его себе богинею, девою, единою властительницею судеб жизни как земной, так и загробной, райской называли её также и царицею неба. Ей же придавали они и название матери, полагая, что от нея происходит как самая жизнь, так и всякое благополучие для человека. В отличие от матери земной, её звали божеской матерью… Культ этой богини Славы в глубокой древности был распространен у всех арийцев…Корень этого слова слыть, называться, именоваться, быть известным, отсюда происходит и слово, и слух, и слава…(См. Полный церковно-славянский словарь. Составил священник-магистр Григорий Дьяченко. М. Издат. дом Москов. патриархата, 1993 г., с. 612-613, репринтное переиздание. Подчёркнуто мной, Т. Д.) . Сыновей назвала: Ярославом (отец А. Невского), Святославом (князь Юрьевский). Аланская, ясская, тяга в поисках имени отчётливо проявилась.
Но оставим языковедческий аспект. Напомним, что героика была в деяниях сыновей и стремление краше обустроить вотчины Владимиро-Суздальсой Руси. Георгий героически пал в жуткой сечи на реке Сить в 1238 году с татаро-монгольским отрядом под предводительством Бурундая. Константин строил храмы в Ростове и Ярославле, способствовал развитию иконописи и книгочейства.
Историк античности из Северо-Осетинского института гуманитарных и социологических исследований поставил себе цель: доказать, что Мария-Ясыня не имеет никакого отношения к Алании. Неистово, порой осатанело, не побоюсь этого слова, старается осуществить задуманное. Он не берёт во внимание алано-русские связи в этот период. Некоторые из них носили и остродраматический характер. Брат Всеволода III Андрей Боголюбский разорил семью своей жены аланки Ульяны. За неё вступился её дворецкий (по-тогдашнему, ключник) Амбал (в переводе с осетинского,- друг, товарищ). Напомню и тот факт, что почитаемая Русской церковью грузинская правительница Тамара (14 мая) была на половину аланкой: её мать Бурдухан. (Кстати, по одной из версий Всеволод, возвращавшийся из Византии, со своей будущей женой Марией-Ясыней познакомился во дворце царицы Тамары). Первым браком грузинская правительница была замужем за Юрием Боголюбским, который был сыном Андрея Боголюбского.
Изучая сей ретивый псевдонаучный подвиг владикавказского кандидата исторических наук, я решила изучить психологические и социальные причины его неистовства. Уже 5 лет идет в Интернете его полемика. Он квалифицирует отток, выдавливание русских из Северной Осетии как следствие осетинской этнократии в республике. Анализируя книгу для 5-го класса «История Северной Осетии», упрекает автора этого учебного пособия за методологическую установку, что история Осетии – это история осетин, и что республика – государство осетинского народа. Цитирую: «Это вопиющее надругательство не только над Основным законом (Конституцией, что Российской, что республиканской, где республика названа государством «многонационального народа»), но и над историей формирования РСО-Алании, включающей в себя и ингушские, и кабардинские, и казачьи территории, и созданной, естественно, не усилиями осетинского народа, а Россией, русскими (не в этническом смысле, здесь точнее термин великороссы, а в государственном, гражданском». (См. в Интернете «Чиновник. Вид из окна кабинета – Русские в Осетии – не диаспора, с. 10).
Я – не И. В. Сталин, считавший себя великим знатоком национального вопроса, и интересуюсь лишь диалектикой национального и интернационального в культуре. Этому посвятила немало статей. Мне методологически близка мысль великого немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля о том, что «чистых» явлений нет ни в природе, ни в науке, ни в культуре. Само понятие чистоты, самодостаточности не способствует выявлению сущности исследуемого объекта. Есть доля истины в рассуждениях оппонента автора учебника, но зачем же оголтело стремиться уничтожить наработанное коллективом людей, посвятивших себя изучению личности Марии-Ясыни, лишь потому, что создатель пособия для пятиклассников вошел в данную группу ясыневедов.
В средние века, в пору своего могущества Алания простиралась от Черного моря до Каспия, от нынешней Ростовской области до Кавказских гор. Не было закона оседлости. Люди не блюли чистокровность, вступали в межэтнические браки. Была в этом большая потребность. Никто не считает её Марией Владикавказской. Я и не предполагала, что показ взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга культур разных этносов алан и русичей может вызвать такое стойкое неприятие у русского человек, притом получающего зарплату в Северо-Осетинском научном учреждении. Следовало бы ему поучиться у российского исследователя В. Ф. Миллера (1848-1913), с благоговением изучавшего историю, культуру и быт осетинского народа. Всеволод Фёдорович не сидел в душном кабинете, разъезжал по отдалённым местам Осетии, беседовал с людьми на их родном языке, проявляя уважение к ним, говорил на их диалекте, будь то дигорский или иронский. Его ценили ещё и за это. Сия традиция давно бытует у многих армян и русских. Яркий пример хорошего знания осетинского языка подаёт бывший мэр Владикавказа – М. М. Шаталов. Художник В. П. Серебренников вдохнул в сугубо кавказское искусство – чеканку русскую лиричность. Ветеран пединститута В. Ф. Радченко подготовила плеяду талантливых педагогов Иристона именно благодаря знанию особенностей менталитета осетинского народа. И таких примеров немало.
Этнокультурное разнообразие Осетии способствует формированию и общегражданской идентичности. Пусть умерит свой пыл неистовый ясофоб, уличая всех в осуществлении политического заказа. Каждый ученый сам себе делает заказ, равно как и упомянутый выше исследователь, считающий себя объективным историком - современным Геродотом. А на деле оказался Геростратом! Осетинский язык ему не люб, но он судит о его выразительных возможностях, не владея им. Толи осетины так опротивели «нашему Герострату», что он в Интернете воюет с ними и доказывает, что коренные жители должны осознавать себя прежде россиянами, а потом уж осетинами. Но уж что первым делом считать и что вторым, каждый вправе решать сам. А патриотизм начинается с любви к той земле, что тебя взлелеяла, где ты родился. Вспомним А. С. Пушкина: «Нам целый мир – чужбина: Отечество нам Царское село!» Или процитируем строки С. Михалкова: «В Казани – он татарин, в Алма-Ате – казах, в Полтаве – украинец и осетин в горах». Как бы ни пыжился владикавказский Герострат, но храм мы создадим, пусть не Артемиде Эфесской, но Марии-Ясыне обязательно!
P/S. 1) Дабы не пиарить его (излюбленное словечко упоминаемого историка), не создавать славу, хоть и дурную, я не указала его Ф. И. О. в назидание ему и другим ясофобам!
2) Прилагаю завещание о мире Марии-Ясыни, которое звучит и ныне архиактуально.

Т. В. Дадианова – доктор философских наук, профессор, член Союза журналистов, руководитель НКА «Алания» (Ярославль), 19 апреля 2015 года
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
30 апреля 2015 19:31
Почему-то многие хотят очернить наш народ, историю нашу, и не только очернить, но и присвоить себе. Посмотрите на соседние народы-которые с востока, так те уже и аланы сами, и историю списывают у ученых -историков Северной Осетии, у них то нет никаких своих ученых. И не только они, но и с западной стороны некоторые народы уже стали "доказывать", что аланы были тюркоязычные, а , значит, их предки, и к осетинам, как ираноязычным, никакого отношения не имеют. Была конференция в соседней республике по вопросам алановедения, так они чуть ли не с трибун стаскивали тех, кто говорил, что аланы-предки осетин. Вся эта вакханалия описывалось на одном из блогов 15 региона.
30 апреля 2015 20:34
Мы сами должны чтить своих святых должным образом. У Марии-Ясыни прославлены в лике святых и её дети, внуки, правнуки. Учитывая, что русский народ состоялся значительно позднее их земной жизни, можно отнести к аланским святым и Александра Невского, Дмитрия Донского, Даниила Чудотворца и мн. др.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Солнечный

мегафон

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора
ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Солнечный

мойка

Энергоресур

Объявления

Перевозки посылок Цхинвал-Москва-Цхинвал Выезд из Цхинвала: 1 числа. Прибытие в Москву: 3-4 числа. Выезд из Москвы: 5го утром. Доставка заказов из интернет-магазинов. Mercedes Sprinter. Максимальная длина товара: 4,4 м 1 кг –от 50руб Стаж перевозок по данному маршруту 2.5 года Тел.: +7(928) 857-55-50, +7(929) 8045531 Спросить Вову
***
Уважаемые жители Республики. На новую производственную площадку в г.Цхинвал требуются работники: повара или технологи общественного питания с опытом работы и большим желанием обучиться современным технологиям приготовления полуфабрикатов и готовых блюд на высокотехнологичном оборудовании. Предполагается бесплатное обучение квалифицированными специалистами. Заработная плата – достойная. Тел. 8-929-808-15-20, 8-929-809-12-20. Заполнить анкету можно по адресу: г.Цхинвал, пр.Алана Джиоева, ТЦ «Солнечный» пав. 13-14 Дом оборудования.
***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***
Продается з/у 10 соток в районе дубовой рощи, с документами на право строительство жилого дома. Цена договорная. Конт тел:89298052220
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!