Религиозные праздники Осетии как часть бытия

Религиозные праздники Осетии как часть бытияПрошедший месяц июнь был богатым на религиозные национальные праздники. В Южной Осетии широко отметили сакральные дни, отнесенные к традиционным верованиям. Так, жители селения Дменис Цхинвальского района встретили в радости и веселье день сельского покровителя, в Ерманском высокогорье горцы славили божественную суть Таранджелос, жители столицы Республики ставили пиршественные столы в своих дворах в честь Згудерского Уастырджы, в обеих частях Осетии паломники приносили подношения к святилищу Реком, на взгорье селения Рук умилостивили защитника детей Аларды, в святилищах гор Билурта и Джермуг звучали молитвы небесным силам, а всех добрых духов Осетии – Дауджыта – отмечали тостами по всей стране, по обе стороны Главного Кавказского хребта на земле Ирыстона люди поднимались к святилищу Ломисы-дзуар… Каждый из названных религиозных праздников имеет свою историю и обладает сакральной сущностью. Поэтому хотелось бы рассказать о некоторых из них поподробнее.
В последние годы все большую популярность вновь набирают традиция, возрождающая празднование дня святилища Реком. В ущелье Цей, что в Алагирском районе РСО-Алания, находится деревянный храм, имеющий тысячелетнюю дохристианскую историю. Сегодня это главный символ возрождения традиционных верований осетинского народа. Хотя не прекращаются попытки привязать и это святое место к христианской традиции. При этом главным и, пожалуй, единственным аргументом является подаренный святилищу грузинским царем колокол. Мол, не мог грузинский владетель делать такой подарок языческому капищу. Но этот посыл в принципе неверный. Начнем с того, что традиционная религия осетин, в отличие от собственно языческих верований, монотеична, т.е. основана на единобожии. Далее, практика дарения осетинским святилищам колоколов, икон, крестов, культовой утвари укладывалась в политику экспансии грузинской, а в последствии российской, церкви в Осетии. Навязав святилищу свои символы (пока что в виде даров), церковные клирики надеялись, что со временем в сознании народа они будут восприниматься как обязательные в употреблении. Осетины привыкнут к изображению креста, будут оглашать окрестности звоном колокола, удивятся благолепию серебряной церковной утвари, а там можно будет и священнику появиться. Воистину – бойтесь грузин, дары приносящих! Такая практика продолжалась столетиями и эти попытки «зафиксированы» в достаточной степени и в художественной литературе.
Но как бы то ни было, Реком устоял. В отличие от множества других осетинских сакральных центров, которые подверглись христианской трансформации. Реком сохранил не только свою календарную дату, но и сакральную сущность. Наверное, это и стало силой притяжения для сотен молодых людей, которые каждый год приходят к святилищу со всех уголков Осетии. К слову, датировка дзуара (по мнению археолога, профессора, доктора исторических наук Евгения Крупнова) относится к первому тысячелетию до нашей эры, периоду Кобанской культуры.
Планируется возрождение культа Реком и в Южной Осетии. Это тем более важно, что местом обретения Реком изначально считается юг страны. Действительно, согласно легенде, Реком находился на юге Алании, но люди обидели его, и он перелетел оттуда на свое нынешнее место. По более приземленной версии, Реком был перенесен на север Осетии выходцами с юга. Обо всем этом, в частности свидетельствует тот факт, что именно в Южной Осетии имеется наибольшее количество мест поклонения данному святилищу – более 30. Хотя целого святилища, как такового не сохранилось ни одного. Правда выходцы из селения Кларс Цхинвальского района, где находится одно из молельных мест Реком, собираются построить здесь подобное святилище и в ближайшее время планируют начать строительство.
Вообще, надо заметить, что одни праздники в Республике проходят в рамках отдельного ущелья или селения, другие отмечаются на государственном уровне. Так, празднование дня святилища Гомарт, что на лесистом плато у селения Вахтана в Знаурском районе прошло с участием первых лиц государства. Высокие гости не только оценили гостеприимство принимающей стороны – администрации района – но и поручили себя высшим силам, обретающим в ауре святилища.
В отношении этого сакрального места нет единого мнения по его сущности. По форме строения, ориентированности по местности оно больше подходит под каноны христианского храма. Но в то же время здесь есть символы, которые указывают на некоторые неоднозначные моменты. Свастика в остатках внутренней росписи, каменные бараны на входе во двор, традиция жертвоприношений – все это заставляет задуматься о прежней, дохристианской сущности сакрального места.
Представители православия относят это культовое сооружение к христианству. Чтобы не было даже сомнений в этом предположении, внутри храма, по обыкновению, развешаны иконы. Само же празднование считается приуроченным к Троице. С другой стороны храм этот построен на месте более древнего религиозного центра. Как версия: церковь возведена на месте храма огнепоклонников, на что указывает и его название – Гомарт (букв. открытый огонь). И эта версия не такая уж и мифическая. Помимо религиозных воззрений непосредственно наших предков, можно, к слову, вспомнить и то, что в средние века в Закавказье наблюдалось господство Ирана, государства, где официальной религией был зороастризм. И еще один момент. В храм Гомарт местные жители обычно приходят не в Троицу (а церковь намекает именно на эту аналогию), а через неделю, в следующее воскресенье, которое и считают истинным днем прославления духа святилища. Более того, существует еще и празднование Гомарт осенью. Такое отличие от православного отправления Троицы, дает право считать, что в своей основе празднество Гомарт имеет иную, отличную от официального христианства, сущность.
Еще одним древним праздником, одинаково известным как на севере, так и на юге Осетии являются Дауджыта (букв. праздник духов). В православии, кстати, и этому празднику снова нашли параллель и называют аналогом Дня всех Святых, который отмечается в соответствии с церковным каноном. Приведем слова благочинного цхинвальских церквей Иакова Хетагурова по этому поводу, который также отметил, что количество святых в христианстве доподлинно неизвестно: «Благодарим патриархов, апостолов, священномучеников, святителей, пророков, преподобных и праведных отцов и матерей и всех святых… О подвигах многих святых, наверное, никогда не станет известно. Мы не узнаем о мучениках первых веков христианкой церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа. Сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира, но служа Богу. Несчесть имена всех верующих горячо молившихся за мир, которые были убиты, расстреляны в годы безбожия».
Не знаем как насчет святых христианства, но в осетинской традиции число духов определено. «Дæс æмæ дыууиссæдз, æртæ æмæ æртиссæдз // пятьдесят да шестьдесят три», – таково количество добрых духов, перечисляемых в особом праздничном тосте. Да и поиск в отношении празднования Дауджыта христианской сути, по меньшей мере, просто неверно. Во-первых, в осетинской традиции восхваляются духи, бесплотные существа. В христианстве в этот день почитают святых, то есть реальных людей, которые за свои благие дела были причислены к лику святых. Во-вторых, присутствие в ритуале обязательного жертвенного барашка никак не вяжется с христианскими понятиями. И, наконец, в-третьих, разнесенность празднования Дауджыта на протяжении целой недели. В православии День всех Святых ограничивается одним воскресным днем. Да и вообще надо понимать, что дауджытæ или дуаги в понимании осетин живут непосредственно на земле, и в отличие от тех же ангелов (задта) летать не умеют, поскольку они земные духи. Живут они на вершине горы, на лесной опушке, в роще, в поле, в отрогах ущелья... Есть свой дуаг у каждого дома – это бардуаг, бынаты хицау. Иными словами место, где мы живем, где содержим скотину, где мы ходим или проезжаем, у каждого из этих мест есть свой дуаг, свой хозяин – существа неопределенной силы, у которых на данные места больше прав, чем у нас. Таково издревле было миропонимание осетин. И поэтому они всегда пытались их задобрить. При этом дуаги в религиозном понимании осетин стоят между добрыми и злыми силами.
В минувшем июне в Южной Осетии отмечали еще два интересных религиозных праздника: Билуртайы дзуары-бон (букв. день святилища Билурта) и Джермугы дзуары-бон (букв. день святилища Джермуга). Оба названия происходят в связи с горными вершинами, соответственно горы Билурта Кударского ущелья и вершины Джермуг, что в ущелье Тли Дзауского района РЮО. Здесь надо понимать, что, несмотря, на народное восприятие, имеется ввиду поклонение не горной вершине, а святилищу, которое находилось в пределах этих гор. Здесь и сегодня сохранились остатки каменных строений, бывших когда-то культовыми сооружениями. В Билурта же и вовсе присутствует интересный феномен, земля вокруг священной рощи резонирует, словно под почвой находится каменный или деревянный пол с пустотами под ним.
Название Билурта и Джермуг – географические привязки, как, например, Барзонд дзуар (букв. высокое святилище) или Рагъы-дзуар (букв. святилище на горном хребте). А по своей сути здесь возносились молитвы в честь духов-дауджыта, покровительствующих этим местам, неслучайно же оба эти празднества оказываются в пределах праздничной недели Дауджыта.
И, наконец, еще один праздник июня, на котором мы бы хотели остановиться отдельно – это Ломисы дзуары-бон. Отмечается празднество в один день и на севере Осетии и на юге, в этом году это было 22 июня. В РСО – Алания святилище находится у селения Верхняя Балта, куда устремляются осетины, выходцы из ущелья Тырсыгом, которое осталось на территории Грузии и куда доступ осетинам закрыт уже который год. В Южной Осетии главное святилище находится неподалеку от селения Елойты-кау Ленингорского района, но попасть туда в обычный день невозможно, так как храм находится в приграничной зоне. Лишь в день праздника к основному храму поднимаются жители Ленингорского района, а паломникам, не имеющим местную прописку, приходится довольствоваться молитвами в небольшом т.н. «филиале» у подножья вершины. Впрочем, этот удаленный доступ никак не влияет на обретение благодати.
Таков краткий обзор национальных религиозных празднеств осетинского пантеона, выпавших на июнь месяц. Но впереди у народа Алании еще множество религиозных дат, много дней празднования конкретных святилищ, к которым надо готовиться тщательно, в надежде получить благость высших сил.
М.Багаев
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
9 июля 2016 12:09
У М.Багаева лучше получится, если он займется только фольклором, тогда и отдавать свои права существам, как он пишет, неопределенной силы не придется.
9 июля 2016 14:48
дае шаераенбон бирае, Ирон адаемаен сае истори чи нае сафы удонаен
9 июля 2016 15:50
Alexander, Вы, видимо, приверженец христианской религии. Но есть много людей, большинство в стране, которые являются приверженцами исконных традиций, национальных верований. Если не верите в дауджыта, это не значит, что подобное обязательно надо выпячивать. У каждого свое мироощущение. И если кто-то живет и думает, как столетиями жили и думали наши предки – лично я это приветствую. При этом хорошо отношусь и к наших соотечественникам, ходящим в церкви, потому что мы все – один народ.
А изгаляться не стоит.
9 июля 2016 18:29
Республика,
Вы, видимо, приверженец обрядоверия. Я тоже хорошо отношусь к нашим соотечественникам, независимо от их мировоззрения, но отрицательно отношусь к заблуждениям, особенно если в основе лежит ненависть к православной вере. И пытаюсь как-то отделить человека от его пагубного заблуждения. Конечно же, это не всем нравится.
9 июля 2016 20:46
Цитата: Alexander
но отрицательно отношусь к заблуждениям, особенно если в основе лежит ненависть к православной вере.

вот вам несколько цитат из библии в которых видно отношение к другим религиям:
"Если твои родные призывают тебя поклоняться иным богам …то убей их … побей их камнями до смерти" (Второзаконие 13:6-10).


"И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору" (Числа 25:5).


"Если найдётся среди тебя … мужчина или женщина, кто … пойдёт и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному… то побей их камнями до смерти" (Второзаконие 17:2-5).
"Если будет уговаривать тебя тайно брат твой… "пойдём и будем служить богам иным…не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нём, чтоб убить его… побей его камнями до смерти" (Второзаконие 13:6-10).
"Вот постановления и законы, которые вы должны исполнять в земле, которую Господь Бог отцов твоих, даёт тебе во владение, во все дни, которые вы будете жить на той земле. Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом; и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнём рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того" (Второзаконие 12:2-3).
вы наверное плохо читаете библию, или читали отрывками. из вышеуказанных цитат видно какая религия относится с ненавистью к другим.
нае фыдаелтае нын шы ныууагътой уый ма рох каенут аемае сайд адаеммае махъусут.

Цитата: Alexander
но отрицательно отношусь к заблуждениям, особенно если в основе лежит ненависть к православной вере.

вот вам несколько цитат из библии в которых видно отношение к другим религиям:
"Если твои родные призывают тебя поклоняться иным богам …то убей их … побей их камнями до смерти" (Второзаконие 13:6-10).


"И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору" (Числа 25:5).


"Если найдётся среди тебя … мужчина или женщина, кто … пойдёт и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному… то побей их камнями до смерти" (Второзаконие 17:2-5).
"Если будет уговаривать тебя тайно брат твой… "пойдём и будем служить богам иным…не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нём, чтоб убить его… побей его камнями до смерти" (Второзаконие 13:6-10).
"Вот постановления и законы, которые вы должны исполнять в земле, которую Господь Бог отцов твоих, даёт тебе во владение, во все дни, которые вы будете жить на той земле. Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом; и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнём рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того" (Второзаконие 12:2-3).
вы наверное плохо читаете библию, или читали отрывками. из вышеуказанных цитат видно какая религия относится с ненавистью к другим.
нае фыдаелтае нын шы ныууагътой уый ма рох каенут аемае сайд адаеммае ма хъусут.
10 июля 2016 05:35
Warrior
В традиционной вере Осетин, в отличии от христианства , поклоняются одному Богу Дунескаенаег Хуышау. В христианстве наблюдаем двух богов: бог-отец Иегова и бог-сын Христос. В традиционной вере осетин, в отличии от христианства, не поклоняются разным изоброжениям, предметам, плащеницам, мощам и т.д.
И кого вы называете язычниками?
10 июля 2016 09:02
Люби свою веру,но не осуждай другую.Для Ирон Адаем самое главное вернуться к Фыдаелты АЕгъдаумае ,жить по этим принципам,возродить Страну!
10 июля 2016 11:55
бон хорз всем! а почему бы не создать круглый стол или постоянно действующую группу по разрешению вопросов касающихся религиозных протворечий? и прекратить это противостояние, которое в будущем грозит перерасти в серьезный конфликт и думаю наши враги этим не преминут воспользоваться, или уже даже пользуются! насколько я в теме... ведь в сущности все говорят об одном, просто на очень примитивном, некомпетентном уровне! думаю надо обсудить это более широко и выдвинуть предложения.

с обоих сторон видно, что все искренне болеют за Родину и хотят ее благополучия, так зачем терять этот ресурс впустую, часто перенося спор в поле "ты дурак - нет ты дурак", думаю надо выдвинуть с обеих сторон компетентных идеологов и богословов и спокойно, не за один день провести серьезную работу. это приведет к консолидации нации и единству. осетии и так угроз хватает и если мы ошибемся в этом очень тонком вопросе то это приведет к катастрофическим последствиям. а этого никто не хочет, ни христиане ни традиционалы.
10 июля 2016 12:07
Надо наложить мараторий на темы такого рода, время само расставит все на места...
10 июля 2016 12:10
Georgiy, выражаю свое согласие с вами
10 июля 2016 12:37
Allan,
Вам надо изучить обычаи и традиции алан и тогда богодухновенность Писания не будет от Вас сокрыта.
10 июля 2016 12:41
я не соглашусь с вами ув. георгий, у нас нет времени.
в 32-м в германии тоже понадеялись на время и оно "расставило" 40 миллионов на "свои" места.

"индустриальный" мир закончился и это медицинский факт, начинается эпоха "информационная", как лукаво ее называют. на самом деле ее надо называть "идеологическая" а на свете есть только две идеологии Божественная и диавольская, и надо различать их, а не ждать. поэтому надо встречаться и вместе приходить к истине. от этого зависит будущее наших детей.
10 июля 2016 14:22
чырыстон,
надо встречаться и вместе приходить к истине

Поддерживаю, и вот почему...В этом Великом Противостоянии Света и Тьмы наша традиционная религия Волею Творца оказалась (наряду с другими) в авангарде Его Воинов...Как сломать Силу?...- только противопоставив Ему аналогичную по мощи такую же Силу. И это уже происходит. И когда львы порвут друг друга - их место займут шакалы.
Силен Сатана и нельзя его недооценивать...
...Всего - то пять десятков тысяч человек, но как же Он нас боится, если ломает через своих же, и уже далеко не первый раз.
Да будет Благословенна Земля наших Предков.Фарн Ирон адаеммае бажурает!...
10 июля 2016 19:55
Цитата: чырыстон
я не соглашусь с вами ув. георгий, у нас нет времени.
в 32-м в германии тоже понадеялись на время и оно "расставило" 40 миллионов на "свои" места.

"индустриальный" мир закончился и это медицинский факт, начинается эпоха "информационная", как лукаво ее называют. на самом деле ее надо называть "идеологическая" а на свете есть только две идеологии Божественная и диавольская, и надо различать их, а не ждать. поэтому надо встречаться и вместе приходить к истине. от этого зависит будущее наших детей.

Аланская Епархия," Традиционные верования", церковь РПЦ на средств некого фонда, разнообразные высказывания РПЦ касательно территории ЮО.... Голова кругом....Нас запутали и травят друг на друга! Нам надо время чтобы разобраться... Не надо поддаваться и принимать каких-то поспешных решений. Время поставит все на свои места!
10 июля 2016 22:02
Все спорные вопросы религиозного характера из интернет-пространства нужно переносить к открытым столам обсуждений. У людей со стороны, читающих и анализирующих комментарии на данную тему, может сложиться неправильное представление об отношении нашего народа к веротерпимости и к религии вообще. На заметку соответствующему Комитету в Правительстве.
10 июля 2016 23:48
Batradz,
Противники православия не рискнуть сесть за такой стол обсуждения.
11 июля 2016 00:00
Alexander,
Если человек придерживается традиционного вероисповедания, это не показатель того, что он "противник православия". И не путай кредит с дебетом...Расслабься и посмотри футбол, зануда.
11 июля 2016 00:05
Александр, вы провокатор! Целый год бузите! Таким образом вы подставляете и унижаете тех кто верует в Христа. К вам будут переменены санкции!

--------------------
11 июля 2016 00:23
Monax,
Прошу меня не обзывать и не указывать, что мне делать.

Чегевара,
Те, кто верует во Христа, знают кто провокатор.
11 июля 2016 08:33
афтае гаенаен наей аемае сауджынтае жуаерттаем ма шаеуой аемае сае иконатаей еддаей ма ежаг каеной? ис наем чырыстон церковьтае аемае сае хъуыддаг ум каенает. каей фаенды церковьтаем удон церковьтвем шаеуает табуафси. фалае рагон Ирон жуаерттаем даер лаебурынч - нае нае хъаеуы сае экспанси, Ирон культура ма сафает. шы нациаен йаехи культура наей уый хъаеддагыл (варварыл) нымад шаеуы
11 июля 2016 12:47
То, что наши традиционные верования и праздники не одно и то же, автор статьи прав. А вот насчёт монотеистичности наших традиционных верований - это уже вопрос. К примеру, в древнегреческой мифологии, тоже главным богом был Зевс, а другие контролировали те или другие сферы деятельности (не важно, боги или дауджыта). То же самое и в других языческих верованиях. Некоторые комментарии были правильными, которые гласили, что в христианстве язычеством считали/ют все нехристианские религии. Трудность в том, что попы желая всех и вся подмять под себя, сами стали фактически язычниками (некрофилия, идолопоклонство, чревоугодие, пьянство, маммона и т.д.). То же самое и католики. У нас же наблюдается типичный религиозный синкретизм: православного христианства с реликтовыми национальными верованиями. Тут самое главное не фанатизировать и на реальном деле показывать свою правоту.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора
ЮОГУ ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.

Производство сайтов

Новости

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Доставка бетона

Реклама на АЛАНИЯинформ

Объявления

Перевозки посылок Цхинвал-Москва-Цхинвал Выезд из Цхинвала: 1 числа. Прибытие в Москву: 3-4 числа. Выезд из Москвы: 5го утром. Доставка заказов из интернет-магазинов. Mercedes Sprinter. Максимальная длина товара: 4,4 м 1 кг –от 50руб Стаж перевозок по данному маршруту 2.5 года Тел.: +7(928) 857-55-50, +7(929) 8045531 Спросить Вову
***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***

Грузоперевозки в г.Москва. Каждого 1 и 15 числа месяца. Доставки поадресно. Более подробно по телефонам. т. 8-929-812-76-99 т. 8-929-805-55-60

***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!
Æхсæнадæмон литературон преми «Булæмæргь»-ы премиалон сезон 2017 азы расидт