ТУТЫРТÆ / ТОТУРТÆ

ТУТЫРТÆ / ТОТУРТÆТутыртæ – осетинский праздник Нового года в марте месяце.
Отмечали 2 недели, которые отсчитывали от весеннего равноденствия. Как правило, приходится на второй понедельник начала месяца. В этом году начало Тутырта приходится на 6 марта и заканчивается через 2 недели – 20 марта. Со временем стали праздновать одну неделю (первую), хотя продолжали отсчитывать 2 недели.
Весеннее равноденствие в этом году приходит на 20 (пятница) марта.
(20 – 14 = 6). 6 марта –понедельник. Воскресенье 5 марта – день Великого поста (Стыр мархо). (расчет Р,Д,)
В некоторых местах праздник Тутырта приурочивали к христианскому Великому посту, в связи с чем празднование также начинали иногда в феврале, иногда в начале марта. У осетин-христиан Тутырта стали совпадать с христианским чистым понедельником.
Три дня до праздника пастухи держали строгий пост, ничего не ели, ходили без пояса, чтобы сохранить скот от волков. Ко дню Тутыра в каждом доме варили пиво, вечером перед праздником, после наступления темноты, приносили в жертву барана в его честь. Все приготовленные к празднику кушанья и напитки съедались только членами семьи, угощать посторонних не полагалось, в противном случае волк мог напасть на скот хозяина, нарушившего этот запрет.
С понедельника (в течение 2-х недель) по утрам держали пост (мархо): к обеду в каждом доме пекли уæливыхтæ и цæкуытæ (уæливыхтæ посвящали Тутыру, а цæкуытæ – коню Уастырджи).
Наиболее торжественными и ритуально значимыми были первые три дня. Слова и дела, сказанные и решенные в эти дни, имели магическую силу, их непременно выполняли.
С каждым из трех дней Тутырта связаны специфические обряды:
- Понедельник называли «Тутыры къуырисæр»/»Тотури авдисæр». В понедельник праздничное веселье заканчивалось общесельским пиршеством. Но главным событием бывало не застолье, а песни кадæггæнджыт-ов и рассказы таурæгъгæнджыт-ов. В этот день пастух засовывал в ступку свою шапку и обвязывал ее поясом (чтобы также были заткнуты пасти волков) или завязывал в шапку камень и бедренную баранью кость (чтобы также была завязана пасть волков и во рту его будет такой же камень). Чтобы скот не заблуждался в лесу, завязывали расческу и ножницы.
- Во вторник женщины держали пост во имя своих детей, братьев, сестер и близких родственников, а мужчины – во имя Уастырджи. Те, у кого после Нового года родился сын, устраивали куывд. Пекли три уæливыха и цæкутæ. Ставили их на стол с солью. В Дигории вместо уæливыхтæ пекли задунтæ и губæрттæ (продолговатые) – по количеству членов семьи. Также пекли æртхурон. В Алагирском ущелье пекли на воде тонкие лауаситæ.
- В среду пост соблюдали незамужние женщины. Этот пост назывался «птичим постом» («цъиуты ком»). Исполнялись различные очистительные обряды. В среду же до принятия пищи на груди рубашек вышивали красными нитками крестики (Тутыры сынчытæ кæнын), что должно было предохранить от несчастья. В среду выделяли семенной фонд, из которого никому не одалживали.
- Четверг назывался «Рæстæ». Считался самым почетным женским праздником. В этот день женщинам не разрешалось шить. В этот день девушки устраивали девичник: накрывали столы, пели, плясали, играли в разные игры, а также гадали о своем будущем. Пост держали и мужчины и женщины до послеобеденного времени.
- Пятница называлась «Лæбурæн майрæмбон». Если в остальные дни Тутыртæ нельзя было трогать даже заклятого врага или кровника, то в пятницу можно было.
В среду в дни Тутыртæ из жестяных пластинок дети изготовляли «Тутыры чиныг» у кузнеца, которые они носили как талисманы (обереги) до следующего Тутыртæ. Во время изготовления «Тутыры чиныг» кузнец клал руку ребенка на наковальню и, как бы ударяя по ней небольшим молотком, приговаривал: «Уас-хуас, Тутыры фæдзæхст фæут! Уас-хуас, Тутыры фæдзæхст фæут!». На хвосты животных крестиком завязывали красные нитки, бантики. Маленьким детям (до 3-4 лет) на левую руку завязывали красные нитки. В этот день подстригали гривы и хвосты жеребятам.
Считалось, что лес, срубленный в третий день Тутырта, обладал наибольшей крепостью, из него изготавливали утварь и с/х орудия, а также крестики из почитаемых пород деревьев – ясеня, клена, ивы, орешника, которые ставили на зернохранилище, на муку, засевали с семенами.
К первым дням Тутырта старались приурочить решение самых ответственных вопросов жизни общества, семьи. В дни Тутырта проводился Тутыры æмбырд, прекращалось преследование кровников, клятва, данная в эти дни обязательно исполнялась. Счастливым, недоступным злым силам считались ребенок, а также приплод скота, родившиеся в первые три дня Тутырта (Тутыры гуырд). Первую борозду в начале пахоты старались провести на быках, родившихся в первые дни Тутырта.
Скот, рожденный в дни Тутырта, а также предметы, изготовленные в эти дни (Тутыры конд фæрæт, æфсондз, тæбынг) считались наделенными магической силой. Чтобы обезопасить скот от волков, пастухи ходили без пояса и соблюдали пост. Все это преследовало цель обеспечить скоту здоровье и получить от него богатый приплод; праздник отмечался как в семейном кругу, так и в общесельском масштабе.
За весенним праздником Тутырта закрепилось название самого веселого времени года (конские ристалища, стрельба, борьба, игра в альчики).
Главные символы Тутыртæ – квас (брага) [къуымæл, махсымæ] и цæкуытæ. Было принято поливать друг друга квасом с пожеланием обилия. Цæкуытæ или дарили друг другу, или бросали друг на друга с пожеланием обилия (фарна).
Тутыртæ проводили так же, как и Новый год, на который перенесли все ритуалы после того, как перестали проводить Тутыртæ.
- Через 10 дней, как начинался пост в понедельник вечером, справляли Хоры бæрæгбон /«праздник Урожая»/. Этот день еще называли «Рæмонбон» (букв. ‘день терпения’). Организация празднования поручалось избранному («фысым»). Семья, выступавшие в роли «фысым», обязаны были приготовить напитки: араку, пиво, брагу (квас). Остальные участники праздника приносили по три пирога – картофджынтæ, хъолоджынтæ, лакъамитæ, уæливыхтæ. Собирались вечером и возносили молитву Уацилла. Во время молитвы приговаривали: «Хор, Уацилла, хор!» («Урожай, Уацилла, урожай»). Когда заканчивалась молитва, то чашу с брагой (квасом) выливали на голову хозяина дома «фысым», приговаривая «хор, хор, Уацилла!». После чего садились за столы.
На следующее утро снова собирались в доме «фысым», с собой приносили пироги. Собирали деньги и покупали рыбу. За праздничным столом не должно было быть никакого мяса. После нескольких тостов-молитв приглашали того, кто брался организовать праздник «Хоры бæрæгбон» в следующем году. Произносили молитву, после чего давали отведать новому «фысым» от пирога, после чего на его голову выливали чашу браги, приговаривая: «Хор, хор, Уацилла! Хорзад нæ Хуыцау фæкæнæд!» («Урожай, урожай, Уацилла! Пусть Бог сделает (год) урожайным!). В дом нового «фысым» посылали пироги и напитки, как свидетельство того, что на него возложены обязанности «фысым».
В последний день Тутырта наступал день разговения. В этот день устраивали совместный пир. На столы уже можно было ставить любые продукты, в том числе и мясо.
Автор: Федар Таказов
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
1 марта 2017 11:20
Цитата: Замтарет
Как понять фразу:"Три дня до праздника пастухи держали строгий пост, ничего не ели, ходили без пояса, чтобы сохранить скот от волков", или каким образом можно завязать нитку на хвосте крестиком? А вообще, конечно, познавательно и интересно. Хорошо бы еще кто-нибудь написал тут о самом Тутыре - одном из интереснейших представителей нашего пантеона.

А что в этой фразе непонятного? с 3 по 5 держать пост, ничего не есть.
Нитку на хвосте завязать просто. Кресты бывают разные, на хвосте легче всего будет завязать крест типа "андреевского". но можно и равносторонний
1 марта 2017 13:20
Сквозь века пронесли! Ирон бараг бонтай хуыздар ни шы ис, нахьан захы цьарыл!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный Венченсо

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора
Рыцарь удачи
Книжный МИР ЮОГУ
Акция.

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

полезно знать...

Компания Директ-Электрик предлагает светодиодные светильники оптом по выгодной цене

 Мегафон


Реклама на АЛАНИЯинформ

Реклама на АЛАНИЯинформ

Реклама на АЛАНИЯинформ

Объявления

Мастер предлагает свои услуги: укладка блоков, кирпича, бетонные работы, штукатурка, строительство винного погреба. Также сезонные работы в городе(обрезка, вскопка). Звонить по телефону +7929 806 92 27
***
Сдаются комнаты посуточно для строителей . Условия средние, плата низкая. Отдельные комнаты. Имеется душевая с постоянным горячим водоснабжением. Дом в процессе ремонта. Стоимость проживания – 500 рублей в сутки. При проживании более 5 суток действует система скидок. Дом в центре города , тел для справок : 8(929)812 82 42. Спросить Виталия.
***
Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю
***
Продается комната 14 кв.м в трехкомнатной квартире в городе Москва район Чертаново Южное за 2.5 млн или меняю на квартиру в город Краснодар. Комната с ремонтом, квартира в удовлетворительном состоянии. Небольшой торг уместен. Обмен на Цхинвал не предлагать. Звонить 📞 8 929 805 75 39.
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!
Приветствие у Осетин Алан