Иаков Хетагуров о раскольниках, взаимоотношениях с РПЦ и национальной верой, грузинских священниках в Ленингоре и истинной дате крещения Алании

7 июля 2021 Новости [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [964 просмотра] [версия для печати]
С некоторых пор стало популярно упражняться в острословии над понятием «духовные скрепы», которое применяется где надо и не надо. Но, если заменить этот новояз более понятным и богатым термином «духовные ценности», то в него легко укладывается все то, что объединяет общество в одно целое и адекватно отражает основу его формирования. Если, конечно, общество стремится к единству, а не обособленности по монополии на истину, данную свыше. Священник храма Рождества Пресвятой Богородицы Иаков Хетагуров призывает не создавать искусственно конфликта духовных ценностей в осетинском обществе и объединяет в этом понятии и православие, и традиционную веру, и язык, и историю осетинского народа.


– Аланская Епархия возродилась в ноябре 2005 года, предыстория этого события, полная драматизма, всем хорошо известна. Но случалось, что высокие чины РПЦ с легкостью, как бы между делом, обозначали епархию, как раскольническую, не принимая объективных фактов. Так мы раскольники?

– Чтобы раскрыть суть понятия «раскол» в православии, мы должны отойти в историческом плане лет на 100, когда по итогам I мировой войны в Европе и вокруг нее начал формироваться новый геополитический расклад. Рухнули Российская, Османская и Австро-Венгерская империи, на их месте появились Советская Россия, Кемалистская Турция, Австрия и Венгрия. На месте Османской империи, как известно, было Византийское царство ромеев, которое поддерживало очень тесные связи с Россией. Европейская часть Византии, которую мы сейчас знаем, как Республику Греция, всегда исторически тяготела к единоверной России, на нее была единственная надежда в условиях постоянной угрозы со стороны османской Турции.

Русский флот заходил на греческие острова и защищал их, и в дальнейшем Россия и Греция стремились стать союзниками. Одним нужен был геополитический контроль, другие просто хотели выжить. Но наступает 1917 год, советское государство обрывает эти отношения и православный канал начинает рушиться. В Греции усиливается партия англофилов, устремивших взоры к Англии, одной из ведущих держав мира, так как Российской империи уже не существовало. Эти прагматичные деятели предложили греческому обществу вступить в союз с Англией и в русле англофильской политики Греция начала движение к сближению греческой и англиканской церквей. Религиозное крыло англофильской партии возглавлял одиозный епископ Мелетий Метаксис, ярый экуменист и обновленец. Он же и предложил перевести истинный церковный календарь на новый европейский стиль, по которому жили уже католическая, англиканская, протестантские церкви. Политики и некоторые иерархи греческой церкви спекулировали на желании народа выжить, тем более что предпосылки были: с территории тогдашней Турции массово изгоняли греков, беженцы составляли треть населения экономически слабой Греции, начался голод. Так что изменение календаря в угоду англиканской церкви было политическим решением. В результате реформы календаря впервые был изменен цикл, действовавший со времен Иисуса Христа – Юлианский календарь. Часть церковных праздников должна была отмечаться теперь со сдвигом на 13 дней, речь о дате Пасхальных праздников пока не шла, но это было вопросом времени.

Почти все епископы согласились с реформой, но низовое священничество новый календарь не приняло, так же как и православный народ. Были массовые выступления и беспорядки в Греции. С этого момента начинается одна из печальных страниц истории православия, когда в угоду политическим веяниям была совершена реформа, расколовшая православный мир. Церкви Греции разделились на старостильников и новостильников. Вот это и называется в истории церкви новостильным расколом. Вслед за Грецией на новый стиль перешли 10 из 14 поместных церквей мира. Остались при старом только Иерусалимский патриархат, Московская патриархия, Грузинская и Сербская церкви.

– Русская православная церковь – старостильная, как и Аланская, тогда в чем конфликт?

– Если брать догматически, то раскол – это когда люди разделяются во мнении в основных догматах церкви.

– Разве календарь основной догмат церкви?

– Не основной, но его изменение вызвало такие последствия, которые до сих пор не находят решения. Если общество раскалывается, то одна часть раскольники, а другие нет. Православный мир сегодня – это 14 поместных церквей, которые официально признают друг друга. Существует еще и старостильный православный мир, который включает в себя Греческую церковь истинных христиан, Румынскую, Сербскую и Болгарскую церкви, у которых есть приходы по всему миру. Они все зарегистрированы в своих странах, но официальные церкви соединены с государством и священники получают зарплату из бюджета, а старостильные церкви имеют приходы и живут, как мы, например. И вот возникает вопрос: кто от кого откололся – те, которые изменили сложившийся веками стиль или те, кто сохранили истинное вероисповедание и исповедуют летоисчисление, во время которого жил сам Иисус Христос?

– Отец Иаков, с точки зрения простого человека, какое значение имеет этот календарь?

– Юлианский календарь был установлен во время Юлия Цезаря, во время жизни Иисуса Христа, и мы оставляем его, зачем менять то, что работает и наносить такой огромный урон церкви? Самое главное, не менять дату воскрешения Христа, а ведь следующим шагом ухода от старого календаря может стать изменение Пасхалий, уже сейчас есть призывы еретиков установить во всех церквях мира общие даты и по ним справлять все праздники. Мы этих людей называем экуменистами, т.е. глобалистами в церкви. Для них главное не конкретное событие, которое произошло в такой-то исторический день, а форма его празднования, которую надо сделать удобной для себя. И если можно было изменить даты, то почему нельзя что-то еще? Например, финская церковь, демонстрируя толерантность, справляет Пасху с протестантами, т.е. не в тот день, когда воскрес Иисус Христос, а когда удобно еретикам, так как их большинство. Пасхалия исчисляется по лунному календарю, это цикл, который не меняется и не может измениться.

– Возможно, у экуменистов те же мотивы, какие были у греков, поменявших календарь? Угроза радикального ислама, необходимость сплотиться всем христианством и т.д.

– Экуменизм это, когда все направления христианства объединены в одну церковь. Тогда и протестанты, у которых нет священников и нет таинств, и католики, которые скорее политическая партия, чем церковь, и православные, которые еще сохраняют ту церковь, которую создал сам Христос с апостолами, объединяются в одно целое и лишается смысла все, что делаем мы в православной церкви: исповеди, таинства крещения, евхаристии. Экуменисты первым делом спросят, зачем вам монашество? Они же ничего не делают, только молятся? Церковь становится прохладной верандой, где все могут вечером собираться, пить чай и беседовать о приятных вещах. Но Церковь это не место комфорта, а место, где человек сражается со злом в себе, это очень тяжелая работа. В чем трудность нашего интервью: люди большей частью не понимают, что такое спасение души, и все, что мы говорим – для них абсурд. Удобство важней.

– Ну да. Рождество, например, удобней было бы праздновать до Нового года, который все любят, иначе приходится нарушать пост. А после недели новогодних застолий кого еще волнует Рождество?

– Церковь – это институт, проверенный годами, в котором выработаны механизмы, помогающие человеку измениться. А человек может измениться только в определенных условиях. Если разрешить, скажем, спецназу не бегать по утрам, жалко же их, и стрелять раз в год, носить тапочки вместо военной обуви, то любой нормальный человек скажет: это спецназ, ребята, они должны быть сильными, и через колючую проволоку пролезать, и удары получать, и голодать, если надо, и выживать где-то в лесу. Только тогда получится боец, который способен выполнять поставленные родиной задачи. Церковь – это такое же место, где человек начинает ковать свой внутренний стержень, он понимает, где его слабые места и, борясь с ними, становится сильным.

– В чем тогда раскольничество Аланской Епархии?

– Кто говорит, что мы раскольники, тот, конечно, говорит неправду. Кто в этом сомневается, пусть придет на богословские семинары Аланской Епархии, и мы, духовенство, готовы доказать, что Православная Церковь Алании абсолютно канонична с точки зрения всех догматов и канонов православного вероучения.

И любой высокий церковный чин, рассуждающий из теплого кабинета, будь то в Константинополе или Москве, о нашей неканоничности, лукавит. Мы ни от кого не откалывались.

Редко кто вспоминает, но история Аланской Епархии начиналась во время Великой Отечественной войны, когда эвакуированные русские, в основном православные женщины, образовали небольшую общину в Цхинвале. Это была практически катакомбная община в условиях СССР, в ней были осетины, армяне, евреи, греки и представители других народов. Они келейно читали молитвы, и лишь изредка к ним из Грузии приезжал священник. С последователями той небольшой русской общины в начале войны в 1991 году близко познакомился молодой Александр Пухатэ. По совету общины он обратился к Гедеону, митрополиту Ставропольскому, с просьбой о принятии общины в свою епархию, но это был политический вопрос, и он просто благословил Александра читать молитвы в храме. После этого, в феврале 1993 года, его рукоположил в священники архиепископ РПЦЗ Лазарь и направил служить в Цхинвал. Эту дату и надо считать возрождением нашей Аланской церкви и православия. Под юрисдикцией РПЦЗ мы были с 1993 по 2000 год. Согласно учению Церкви, в раскольнической церкви не может быть святых, она не благодатная. В РПЦЗ был святой, которого уже при жизни называли святым, это Иоанн Шанхайский. В то время Зарубежную церковь называли совестью православия, она состояла из тех людей, которые уехали после революции, объединились в Америке, благодаря святому Иоанну Шанхайскому, ставшему иерархом РПЦЗ. В XX веке был один святой, которого признавали все, и он был в РПЦЗ. Те, кто говорят о раскольниках, плохо знают историю и факты. Абсолютно все церкви были в расколе, Болгарская была 100 лет в расколе с Константинополем, Грузинская – с Московской Патриархией с 1918 по 1943 год, и т.д.

– Но когда началось объединение двух Русских церквей, все изменилось...

– В 2000 году, когда началось объединение РПЦ и РПЦЗ, уже появились некоторые приоритеты. Одним из условий Московской Патриархии былоразорвать общение со старостильниками и не иметь приходов на канонической территории ГПЦ, чего и добивался грузинский патриарх. Ничего не произошло, просто о нас как будто забыли в РПЦЗ. Мы обращались к ним с просьбой разъяснить наше положение в условиях объединения с РПЦ, но ответов не получали. Они не знали, что с нами делать и просто оставили. Когда мы поняли, что нас больше не окормляет Зарубежная церковь, мы обратились в Греческий Синод, с которым у них есть договор об евхаристическом общении. Оттуда приехал епископ Амвросий, рассмотрел здесь ситуацию, и мы на государственном уровне обратились в Греческий Синод с просьбой взять нас под свою юрисдикцию. Переход Аланской Епархии был абсолютно каноничным, и мы как раз предотвратили раскол, не стали церковью с непонятной юрисдикцией и собственными фантазиями, а поступили по законам церкви. Тогдашний руководитель Греческого Старостильного Синода, митрополит Киприан известил митрополита РПЦЗ Лавра, что он берет нас временно под свое окормление, и его даже поблагодарили, потому что он разрешил сложную для них проблему. Но нужно было еще прекратить общение со старостильниками, и через два года РПЦЗ обвинила Греческий Синод в том, что он забрал у них Южную Осетию, и разорвала с ними отношения. Уже после всего этого, в 2003 году епископ Амвросий ставит вопрос перед Греческим Синодом о предоставлении нам Епархии. Синод согласился и рукоположил иеромонаха Георгия в сан епископа Аланской Епархии.

– Получается, что знаменитый Конкордат с государством РЮО был подписан раньше, чем была создана Аланская Епархия?

– На год раньше. Тогда мы были простым Благочинием. В составе же Греческой старостильной церкви нам, как отдельному государству, народу, имеющему богослужение на своем языке и исторические корни, предоставили высокий статус, и речь шла не о создании епархии, а воссоздании той Аланской митрополии, которую когда-то Николай Мистик, патриарх Византийский, создал для алан. Кстати, до 14 века, когда Аланского государства практически уже не было, в Трапезунде располагался Аланский епископ в надежде на то, что оно когда-нибудь восстановится. Сама Греческая старостильная церковь получала епископов из Русской зарубежной церкви, в этом прослеживается наше своеобразное родство. Так что раскольничество это не про нас. Греки дали нам статус епархии, и мы стали равными среди церквей в старостильном мире.

– Что именно они признали?

– В 2017 году они формально признали, что Аланская церковь самостоятельная и самоуправляемая, с названием Аланская Православная Церковь. Южная Осетия отдельное государство, признанное Россией и еще несколькими странами и у нас есть своя поместная церковь. Мы самоуправляемы, поскольку епископ Аланский имеет гражданство Южной Осетии, он избран народом здесь, участвовал в создании православной церкви в Аланском государстве, т.е. внешнего управления у нас нет.

Видите, это интервью – как ящик Пандоры, каждый вопрос рождает еще дюжину вопросов.

– Вот еще вопрос из ящика Пандоры: Вселенский патриарх Варфоломей недавно был в Грузии и сказал, что РПЦ «ставит епископов в Абхазию и Южную Осетию», которая суть Грузинская территория. Митрополит Илларион Русской православной церкви сразу опроверг это, отказавшись от Южной Осетии в очередной раз. Он заявил, что, мол, мы не ставим туда никого и всегда признавали, что это территория Грузии. С чем мы имеем дело?

– Мы всегда понимали ситуацию, в которой находится Московская Патриархия, что это долгосрочная политика и пока не будут решены все геополитические вопросы, территория Южной Осетии для МП всегда будет территорией Грузии. Поэтому мы пошли естественным, правильным путем в рамках догматов православия и никогда не нарушали их.

Наша позиция заключается в неконфликтности, у нас есть сформировавшиеся общины, мы проводим службы на всей территории Южной Осетии, охватываем, как можем, ведем просветительскую и издательскую деятельность, строим храмы, государство нам в этом не помогает. По совершению богослужений к Аланской церкви нет ни малейшей претензии. К нам иногда специально приезжают из Москвы и Владикавказа креститься. Православный мир, который нас не признавал, сейчас сам очень мощно расколот и мы не видим выхода из этой ситуации.

Тема Украины, затронутая Варфоломеем, была определенным ультиматумом и ГПЦ, и РПЦ. Если ГПЦ не признает автокефалию Украинской церкви, то Вселенский патриарх по церковным канонам может поставить епископа в Абхазию. Мы, слава Богу, не участвуем во всем этом, спокойно служим и молимся Богу. Мы просто хотели бы, чтобы нам не мешали и прекратились клеветнические высказывания в наш адрес.

– Но, тем не менее, у вас есть раскол с государством…

– Раскола с государством у нас нет, мы отделены от государства, у нас есть Устав, зарегистрированный в Министерстве юстиции, сейчас мы на стадии перерегистрации, так как у нас поменялись название и статус. Мы официальная церковь Южной Осетии, платим налоги и т.д.

– Без регистрации на территории Южной Осетии, кстати, служат священники ГПЦ…

– В том, что в Ленингорском районе незаконно служат грузинские священники почему-то обвиняли нас. Но ведь это не дело Аланской Епархии – изгонять служителей церкви, хоть и враждебного государства? Это скорее более политический вопрос, нежели духовный. Главное, чтобы они не делали экстремистских призывов, не выступали против нашего народа, а проповедовали спасение Христа.

– Но они, конечно, делают экстремистские заявления, подчеркивают, что им приходится служить в условиях оккупации…

– Я говорю с позиции церкви, а политические вопросы должно решать государство.

В определенное время, исходя из интересов государства, нам было предложено войти в состав МП. Исторически сложившиеся отношения наших народов имеют большую историю, наша политика ведется в рамках интеграции, причем взаимной, и если этот процесс происходит в экономике и политике, то, конечно, возник вопрос об интеграции и в сфере религии. То есть, как соединить аланское и российское православие одной целью. У нас было серьезное обсуждение. Если рассматривать международные и канонические аспекты, то возникают вопросы, которые обойти нельзя. Прежде всего, РПЦ признает Южную Осетию канонической территорией Грузии. Если бы у нас было 2-3 прихода без юрисдикции в Южной Осетии, окормляемых из России, то другое дело, тогда наши священники причисляются к штату Владикавказской епархии, как священники храма святой Троицы РПЦ. Но мы за 30 лет прошли определенныйпуть, и этот путь был в рамках строительства нашей государственности, добились определенных результатов, как в политическом, так и в церковном смысле. Путь от катакомбной общины до Аланской Епархии с правопреемственностью той великой митрополии и этого выбросить нельзя. Сейчас уже речь может ставиться не о присоединении, а взаимном признании наших церквей, что с точки зрения политики уже произошло. Если же предполагалось, что Аланская Епархия сливается с Владикавказской, то Варфоломей всем разъяснил, что это территория Грузии и, как мы видели, РПЦ последовательно придерживается этих канонов. Старостильный мир представляет немалую часть православия и Южная Осетия стала одной из этих церквей, потому что осетинский народ достоин иметь свою возрожденную церковь.

– Аланская епархия собирается участвовать в праздновании 1100-ле-тия крещения Алании? Вы уже высказали сомнение на страницах нашей газеты, что эта цифра сильно занижена.

– Если выработать четкие термины и понимать, о чем идет речь, то можно сказать, что крещение алан перманентно шло с первого века, когда уже были святой Сухий и его дружина. 1100-летие крещения Алании – это дата определенная, она привязана к определенным событиям истории нашего народа, ее церковной истории, она имеет определенный политический контекст и подобрана под исторические и дипломатические события. Но мы, Аланская Епархия, считаем дату крещения осетинских сообществ с даты, когда святая Нина, просветительница всего Южного Кавказа, как написано в ее Житии, приносила крещение в горы и считаем своим апостолом святую Нину, как и другие народы Южного Кавказа. В IV веке, после того, как святая Нина крестила царя Иберии, она ушла в другие области к горным племенам, в писании даже есть конкретная геолокация – в общинах Ерцо и в селе Челиат, где стоит один из древнейших храмов, и там крестила местных жителей (самые большие общества, Кударское и Туальское). Четко обозначено, что это было крещение не в Иберии, она «оттуда ушла в другие местности». При этом следует упомянуть, что апостол Андрей крестил алан еще в I веке, апостол Фаддей крестил алан в Армении, но в основном дату крещения мы считаем с IV века. Поэтому датой 1100 лет мы попросту отбрасывается около 600-700 лет христианской истории нашего народа.

– Раз уж мы весь разговор ведем вокруг конфликтов, скажите, традиционные осетинские верования находятся в конфликте с православием в Южной Осетии?

– Когда были сняты вопросы с вероисповеданием на территории СССР, многие народы обратились к истокам своего национального самосознания, в том числе, поиски осетинской, аланской, арийской религии. Есть очень интересные моменты, которые церкви надо изучать и осмысливать, чтобы искать определенные параллели. Вера наднациональна, мы так считаем. Иногда встречается однозначная ересь, неприемлемая в корне, так что в этой палитре существуют эти два полюса. В национальной религии мы не видим четко сформулированных догматов, богословских объяснений, не обязательно в церковной форме. На сегодняшний момент я разделяю это явление на три сегмента. В первом преобладают моменты, исторически зафиксированные – обычаи, обряды, часто дохристианский аспект, обрядовость и культура скифо-сармато-аланских племен. Второй сегмент – одиозный, фейковый, это люди, которые сами придумывают осетинскую религию, в интернете ее много. И третий – мы принимаем и понимаем это как народное христианство осетин, где очень много укоренившихся обрядов, но в этнической переработке. Когда рухнула аланская государственность, было вырезано все духовенство, наш талантливый религиозный народ, принявший Христа с первых веков, в своей душе генетически сохранил постулаты церкви. Вопрос этот сложный и неоднозначный.

– Тут еще играет роль то, что в православии очень много чисто русского компонента для обыкновенного осетина, который не знает этих православных святых, у него нет этого бэкграунда в поколениях его предков, он не может к ним привыкнуть и ему трудно…

– Дело как раз в том, что ему трудно. Вот, посмотрите, у нас есть единственная в мире икона, мы сделали ее сами, составили сюжет и заказали иконописцу – здесь избранные святые, которые имеют отношение к аланам: Задалески Нана, Гоар, Алан Французский, Мария Ясыня, святой Сухий и его дружина, аланские святые I века и другие. У нас богослужение идет на осетинском языке через раз, Евангелие читаем на русском и осетинском языках, издали первую в мире литургию с осетинской музыкой. В осетинском языке есть очень много понятий, которые буквально перекликаются с богословием. Элементарно возьмем слово «рай». Мы говорим «дзæнæт» – не знаю происхождения этого слова, но так говорят в арабском мире. Мы говорим на индоевропейском языке: по-гречески «рай» это «ирий», по-латински «парадиз». Везде схожий корень «-рий», «-ра-». А теперь берем осетинские слова: райсом, райгас, райгуырд, райдзæст. А вот слова, так сказать, от обратного: æнæрай фæу. Дьявол по-осетински – удхæссæг, это удивительное по мощности обозначение, кажется, только у нас оно встречается.

– Последователи национальной веры часто говорят, что, возможно, христианство вышло из осетинской веры.

– Ну и зачем его тогда отрицать и бороться против него?

– Может быть, самые первые миссионеры в мире перегибали палку, но сейчас перегибают сплошь и рядом.

– Они и сами часто не знают истории, в российских храмах, например, отказываются крестить именем Алан или Сармат, утверждая, что нет таких святых, а они есть в Святцах! Ученика Антония Великого звали Сарматий. Есть и такие, которые считают, что скифы и сарматы были дикими племенами. Апостол Андрей прошел всю варварскую Скифию, проповедовал слово Божие, и когда он пришел в центр культуры и цивилизации, в Рим, там его распяли. Кого из них считать дикими?

Мы всегда однозначно за то, чтобы осетины, несмотря на религиозные воззрения, не выступали друг против друга и сохраняли уважение. Но в этом вопросе помимо взаимоуважения есть и вероучительный аспект, в каждой религии есть определенное учение. В православии это учение о спасении души, о перерождении человека. Если это вероучение есть и в других религиях, то у нас есть точки соприкосновения, и мы можем по-богословски вести диспут и приходить к истине. В большинстве случаев мы придем к положительному результату. Аланская Епархия всегда открыта для любой конструктивной беседы, в том числе с последователями национальной веры, потому что это наши братья, мы все здесь живем вместе, и думаю, что преследуем одну и ту же цель – благополучие нашей Родины и нашего народа.



Инга Кочиева

Фото из архива газеты «Республика»
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

хлеб

 

 

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 8098595 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора
ЮОГУ

Цитаты

Иногда хватает мгновения, чтобы забыть жизнь, а иногда не хватает жизни, чтобы забыть мгновение. Джим Моррисон
***
Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам. Дориан Грей
***
Сильные люди не любят свидетелей своей слабости. Маргарет Митчелл
***
У людей теперь нет времени друг для друга. Кларисса Маклеллан
***
Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть – вот идеальная жизнь. Марк Твен

Все комментарии

 

Энергоресур

 

Энергоресур

Объявления

Из Цхинвала в Москву отправляться грузовой авто транспорт. Выезд 15-го в Москву, 18-19 в Москве, и 20-го обратно в Цхинвал. Тел 8 929 804 55 31 Тел в Москве 8 928 857 55 50. Вова
***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!