Июнь. Первый летний месяц и раздолье народных празднеств

5 июня 2022 Новости [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [627 просмотров] [версия для печати]
Наконец-то настало лето, уже несколько дней, как самая теплая часть года вступила в свои права. И давно пора. В этом сезоне май не оправдал ожидания людей на тепло – дожди, промозглые ветра, порой снег и аномальные холода. Но злое дыхание стужи, задержавшейся по времени, все же уступило место летней жаре, и вместе с этим начался наиболее насыщенный, летний период народных религиозных праздников.


Месяц май в народном календаре осетин носит название «зæрдæвæрæны мæй», т.е месяц праздника Зæрдæвæрæн. В этом году это празднество, имеющее поминальный характер, будет отмечаться в июне. И в этом нет ничего необычного. Дело в том, что в настоящее время действует Григорианский календарь, а существующая сегодня праздничная традиция формировалась при Юлианском календаре. Поэтому, например, месяц май заканчивается по старому календарю не 1 июня, а 13 июня. Таким образом, тот факт, что Зæрдæвæрæнприходится в 2022 году на 2 июня никого не должен беспокоить. Этот день обычно отмечают в семьях, где в течение года умер кто-либо из членов семьи. С утра до восхода солнца к могиле поднимается молодежь и обкладывает ее дерном. Отсюда и конструировалось исконное «зæртæ æвæрын» (букв. укладка дерна). Считается, что в этот день солнце печет с большой силой, и, чтобы могила не прогорела, ее нужно защитить дерном. Но со временем зæртæпостепенно преобразовалось в зæрдæ. Впрочем, этот день поминовения усопших, к моменту выхода газеты, уже прошел, и впереди только радостные праздники.

На 11 июня, субботу, в 2022 году приходится еще один праздник традиционного религиозного календаря осетин – Реком. Патроном святилища Реком считается небожитель Уастырджы, покровитель мужчин, воинов и путников, поэтому посещать святое место разрешалось исключительно паломникам мужского пола. Главным местом поклонения считается святилище, расположенное в ущелье ЦейРСО-Алании, однако по количеству святилищ Рекомлидирует юг Осетии, здесь их более тридцати. Правда, большинство намоленных веками мест, связанных с этим небесным покровителем, сегодня практически не посещаются. Этот культ больше всего почитаем в горной полосе, где в большей части населенных пунктов уже и не осталось жителей. Культовые сооружения, связанные с Реком разрушаются и руинируются.

Но есть и положительный пример. Несколько лет назад, представители фамилии Кулумбеговых построили в селении Кларс Цхинвальского района РЮО святилище Реком. Теперь небесная сущность получила конкретный визуальный образ в виде капитального культового строения.

В воскресенье, 12 июня будет отмечаться празднование святилища Гомарты дзуар, которое расположено на высоком лесистом плато в Знаурском районе. Есть мнение, что в древности, в эпоху иранского владычества здесь располагался храм огнепоклонников. На это косвенно указывает и этимология названия «Гом-арт» (букв. открытый огонь).

День в день с празднованием Гомарты дзуар приходится общеосетинский праздник Кæрдæгхæссæн(букв. «принесение травы»), дата его проведения совпадает с православной Троицей.

Главным святилищем Ленингорского района является храм Ломисы дзуар, паломничество к нему состоится 15 июня. Оно расположено на границе между Южной Осетией и Грузией, но в день празднования сюда еще недавно разрешали подниматься паломникам и с сопредельной территории.

Праздник Ломисы дзуар – классический пример переплетения христианских традиций с дохристианскими верованиями. В этот день тысячи паломников поднимаются к древнему святилищу. Это культовое место для местных жителей, много веков назад принявших православие, но не отказавшихся и от наследия предков. Согласно легенде, бык по имени Лома вывел из плена семь тысяч горцев и помог им вернуться домой, в долину реки Арагви. Бык дошел до склона горы и пал замертво. На этом месте было образовано святилище, а позднее основали монастырь. Кто-то считает этот праздник пережитком прошлого, сопровождающимся варварскими жестокими традициями, другие – сохранением древ-них исконно народных обычаев.

Вековые усилия клириков официальной церкви нивелировать дохристианскую сущность празднования Ломисы дзуар ни к чему не привели. Народное восприятие оставалось непоколебимым, хотя грузинские церковники пытались заретушировать праздник христианской символикой, в святилище проводились православные службы, рядом построили монастырь, паломникам рекомендовалось подниматься в гору с иконами, запрещались жертвоприношения.

Отметим, что культ быка, как элемент дохристианской религиозной традиции, сохранился в Осетии еще в ряде мест. Святилища, связанные с культом поклонения быку имеются в селах Куссу (РСО-А) и Ходз (РЮО). Это домашнее животное в повседневности горца выступало не только как тягловая сила, но и как сакральная жертва.Именно бык считался наиболее желанным в последней роли для небесных сил.

Праздником, имеющим общенациональное значение является Дауджытæ(букв. ангелы и духи). Если главные персонажи осетинского религиозного пантеона имеют свои определенные дни поклонения, то стоящие рангом ниже ангелы и духи такой роскоши лишены. И, видимо, чтобы исправить такую несправедливость, осетины для них определили общий период почитания – Дауджытæ.

Интересная особенность этого празднества – в Южной Осетии Дауджытаотмечаются в разных регионах в разные дни. Например, в ущелье Брытат района Урс-Туалта он будет отмечаться в субботу, 18 июня, в селении Елканта Кударского ущелья – в воскресенье, 19 июня, а в соседнем селении Ерцо – во вторник, 21 июня. Такая вот временная разнесенность. Но наибольшее впечатления от празднования получат паломники, которое отправятся в святилище Билурта, расположенное в горных высях. Одна только дорога туда – само по себе приключение. Здесь праздник Дауджыта отмечают представители фамилий Цховребовых и Гергауловых. Впрочем, и для других паломников путь сюда не заказан.

Небольшое замечание по поводу на-родных празднеств. Важным элементом здесь является принесение жертвы. Однако сегодня в Южной Осетии практически не осталось своего стада барашков. Все бараны и овцы завозятся извне, из Российской Федерации, и это не может не беспокоить. Ведь наш регион просто идеальное место для овцеводства. Например, еще в 80-х годах в Юго-Осетии собственное стадо мелкого рогатого скота насчитывало более 100 тыс.голов. А теперь если вы, проезжая по селам юга Осетии, увидите пастуха с парой барашков – значит вам повезло.

23 июня будет отмечаться праздник в конгломерации Тли – объединения сел в одном из отдаленных районов Южной Осетии Дзауского района – Джермугы дзуары бон. Название связано с центральным селением Тли, название которого покрывает остальные отселки. Отметим, что населенных пунктов с таким названием в Осетии три – два в ее южной части, еще одно селение в северной. Свою «расшифровку» имеет и название праздника, буквально «день святилища горы Джермуг».

Северо-осетинскую «прописку» имеет народное религиозное празднество Цыргъобау (26 июня). Название переводится с осетинского, как «островерхий курган». И, действительно, сакральное действо проходит на вершине кургана. Сама земляная возвышенность находится возле селения Ольгинское (РСО-Алания). По традиции, паломники обходят курган три раза, а потом выборные из числа мужчин поднимаются к святилищу-часовне. Цыргъобау считается од-ним из самых популярных в равнинной части Осетии.

В Северной Осетии, в ее горной части большой популярностью пользуется святилище Тбау-Уацилла, посвященное покровителю земледелия, громовержцу Уацилла. Празднование начнется в понедельник, 27 июня и продлится несколько дней. Вот какие сведения о празднике приводит известный осетинский этнограф В.Уарзиаты: «Праздник был очень популярен среди жителей Даргавской котловины, где на горе Тбау-хох расположено наиболее известное святилище. Праздник длился до пятницы, причем каждый день, по словам очевидцев, был посвящен конкретному ритуальному действу. В первый день жрец святилища Илас Гуццаты с группой помощников посещал святую пещеру в отрогах горы Тбау-хох и традиционно проводил там ночь. По чаше с пивом, ежегодно меняемой в день праздника, священнослужитель гадал о всех видах на урожай». На юге Осетии празднество Тбау-Уацилла отмечали и в с.Едыс Дзауского района.

Жители селения Уанел Дзауского района своими подношениями к святилищу Мыкалгабыр в четверг, 30 июня завершат цикл праздников первого летнего месяца.



Коцты Х.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

хлеб

 

 

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 8098595 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора
ЮОГУ

Цитаты

Иногда хватает мгновения, чтобы забыть жизнь, а иногда не хватает жизни, чтобы забыть мгновение. Джим Моррисон
***
Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам. Дориан Грей
***
Сильные люди не любят свидетелей своей слабости. Маргарет Митчелл
***
У людей теперь нет времени друг для друга. Кларисса Маклеллан
***
Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть – вот идеальная жизнь. Марк Твен

Все комментарии

 

Энергоресур

Объявления

Из Цхинвала в Москву отправляться грузовой авто транспорт. Выезд 15-го в Москву, 18-19 в Москве, и 20-го обратно в Цхинвал. Тел 8 929 804 55 31 Тел в Москве 8 928 857 55 50. Вова
***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!